Советы специалиста

10 декабря 2021

Применение интерактивных систем в работе педагога – психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья представляет важную задачу для современного общества, решаемую, в том числе, в рамках реабилитационной деятельности. Однако из-за частого отсутствия у них мотивации возникают затруднения в процессе обучения. Разнообразие наглядного материала и дидактических пособий позволяет решить эту проблему. В связи с развитием компьютерных технологий в настоящее время актуальным является использование различных интерактивных систем в образовании и реабилитации детей с ОВЗ.

Как показывает практика, включение в реабилитационный процесс интерактивных систем положительно сказывается на эмоциональном отношении детей к занятиям. Возможность интерактивного взаимодействия, реалистичность, динамичность и яркость представляемого изображения, полисенсорность воздействия делают компьютер незаменимым инструментом в руках педагога-психолога.

В нашем реабилитационном центре, на психологических коррекционных занятиях, направленных на развитие познавательных процессов используются следующие ИКТ:

1. ПАК «Колибри» - это интерактивная панель с функцией мультитач, встроенными колонками и мощным компьютером с возможностью подключения к интернету, наполненная набором программ для работы с детьми. Сюда входят игры на развитие познавательных процессов, навыков конструирования, адаптации и социализации ребёнка, а так же игровой центр «Сова», который позволяет педагогу-психологу создавать собственные интерактивные игры и презентации.

Опыт применения этой панели показывает значительное расширение возможностей специалиста. В результате работы с ПАК «Колибри» было выявлено, что у 95% занимающихся детей снизилась утомляемость, стали ярче эмоциональные проявления и повысилась внимательность. У 44% детей отмечается повышение уровня развития конструктивных навыков и логического мышления.

Приложение «Страна чудес», наполненное различными релаксационными играми, использовалось для проведения расслабляющих упражнений на занятиях. Оно помогло в работе с тревожными и агрессивными детьми. В конце реабилитации практически у всех детей (96%), занимающихся на этом приложении, уменьшилось проявление негативных поведенческих реакций.

Игра «Космонавт», основанная на зеркальной терапии заслуживает особого внимания, поскольку дает возможность детям с двигательными нарушениями установить зрительную и сенсомоторную связь с контролем мышц пораженных конечностей. Суть игры в том, что ребенок, двигая рукой или ногой, смотрит на изображение космонавта, который повторяет за ребенком движение обеими конечностями. В процессе чего у ребенка складывается впечатление, что пораженная конечность двигается как здоровая («зеркальная иллюзия»). На данной игре занималось 20 детей, из них у 9 увеличились скорость и точность симметричного движения двумя руками одновременно, а 6 человек стали чаще использовать пораженную руку при выполнении других заданий.

2. Интерактивный пол – это напольная проекция, которая мгновенно реагирует на движение. Это изображения похожие на «динамический ковер». Попадая в зону интерактивной проекции, ребенок своими движениями оживляет изображение. За счет встроенного датчика движения реагирующего на любые движения ребенка в игровой форме развивается крупная и мелкая моторика, внимание и координация. А такие игры как «Футбол», «Новый год с Дедом Морозом», «Шарики» и др. стимулируют взаимодействие и коммуникацию, дети учатся договариваться и конструктивно взаимодействовать друг с другом. У 75% детей замечено улучшение коммуникативных навыков по таким показателям как общительность, открытость и эмпатия.

3. Интерактивный стол - мультимедийный центр с набором приложений на развитие познавательных процессов, который предоставляет возможность нескольким детям одновременно взаимодействовать друг с другом. Сенсорный экран обеспечивает легкость управления приложениями, что позволяет даже детям с нарушениями крупной и мелкой моторики самостоятельно справляться с заданиями, что повышает их уверенность в себе и мотивирует к дальнейшей самостоятельной деятельности. По результатам итоговой диагностики у 81% детей отмечается повышение познавательной активности, у 52% - повышение уровня внимания, памяти и мышления; у 12% - улучшилась моторика рук.

Особый интерес к занятиям за интерактивным столом проявляют дети с РАС. Яркий экран, интересные задания и музыкальное сопровождение привлекают ребенка и достаточно быстро включают его в деятельность с педагогом–психологом. Благодаря этому в сжатые сроки реабилитации с 57% детей с РАС удалось полностью реализовать коррекционно–развивающую программу, не затрачивая много времени на адаптацию ребенка.  

Среди главных преимуществ использования интерактивных систем в работе педагога-психолога можно выделить следующие:

1. Использование ИКТ как средства демонстрации наглядного материала повышает интерес детей к занятию, делает его более привлекательным и захватывающим.

2. Возможность манипулировать объектами на экране и на полу привлекает внимание ребенка, снижает его утомляемость, а также экономит время специалиста (отпадает необходимость использования множества карточек и прочих печатных методик).

3. С помощью ИКТ появляется возможность моделировать ситуации, которые сложно пронаблюдать или обыграть с помощью традиционных методов коррекции.

Таким образом, применение инновационных технологий в значительной степени повышает эффективность коррекционного и профилактического воздействия, эмоционально заряжая ребенка, мотивирует его взаимодействовать с психологом и сверстниками, и делает коррекционно-развивающее занятие более разнообразным, интересным и эффективным.

Список литературы:

1. Бойко, Е.В. Использование интерактивного оборудования с детьми дошкольного возраста / Е.В. Бойко // Образование и воспитание. – 2017. – №1 (11). – С. 3–5.

2. Вергасова, О.М. Использование интерактивного оборудования в учебном процессе/ О. М. Вергасова // Молодой ученый. — 2015 — №11.1. — С. 59- 62.