19 апреля 2019 года в Автономном учреждении социального обслуживания Удмуртской Республики «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» состоялось заседание республиканского методического объединения ответственных лиц за инклюзивное профессиональное образование Удмуртской республики. Мероприятие  проведено в рамках реализации плана работы базового учебно-методического центра по поддержанию инклюзивного профессионального образования, созданного в базовой профессиональной образовательной организации – БПОУ УР «Ижевский торгово-экономический техникум».

С приветственным словом к  участникам  методического объединения обратилась Валентина Леонидовна Злобина, заведующий базовым учебно-методическим центром по поддержанию региональной системы инклюзивного профессионального образования. Валентиной Леонидовной была озвучена главная цель встречи, обозначена важность грамотного, методически верно построенного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на ступени среднего профессионального образования.

Шульженко Наталья Владимировна, заместитель директора по психолого-педагогической реабилитации Автономного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», познакомила участников республиканского методического объединения с деятельностью реабилитационного центра, направлениями  работы, видами услуг и  поставленными перед коллективом задачами. Натальей Владимировной была проведена экскурсия по центру, в ходе которой участники познакомились с особенностями реабилитации детей с нарушениями здоровья и возможностях оборудования, задействованного в данном процессе.

Форсайт-сессия: «С чего начать? Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в образовательной организации» провела педагог-психолог Палинчак Светлана Алексеевна. С помощью данной формы проведения Светлане Алексеевне удалось показать, насколько ожидания участников субъектов образовательного процесса (родителей, обучающихся с нарушениями здоровья, администрации, педагогического коллектива) по отношению к работе  психолога, разнятся. И как важно с начального  этапа – адаптации к учебному заведению – придерживаться единой линии построения и ведения психолого-педагогического сопровождения. В рамках подготовки к методическому заседанию Светланой Алексеевной была проведена большая работа по выявлению проблем, ожиданий, степени удовлетворенности или неудовлетворенности образовательным процессом у обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Итоги анкетирования  были использованы как в работе форсайт-сессии, так и при подведении итогов заседания республиканского методического объединения.

Логичным продолжением форсайт-сессии стало выступление методиста базового учебно-методического центра по поддержанию инклюзивного профессионального образования  Шишкиной Натальи Семеновны. Наталья Семеновна познакомила присутствующих с ведением личного дела обучающегося с инвалидностью и документационным сопровождением образовательного процесса. Особое внимание Наталья Семеновна обратила на разработку индивидуальной образовательной траектории обучающегося с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, так как данный документ позволяет учесть  различные  особенности обучающегося с особыми образовательными потребностями, медицинские рекомендации и противопоказания, а также  возможности профессиональной образовательной организации.

В ходе выступления Наталья Семеновна ознакомила участников с методическими разработками, адресованными педагогическим работникам ПОО УР и индивидуальными образовательными траекториями обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, разработанными в БПОУ УР «Ижевский торгово-экономический техникум».

Работу республиканского методического объединения продолжил круглый стол: «Опыт психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью в условиях инклюзивного профессионального образования». Наталья Сергеевна Дзюина, заместитель директора по учебной работе БПОУ УР «Глазовский политехничекий колледж», поделилась опытом работы по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, особенностях ведения психолого-педагогического сопровождения, рассказала о главных проблемах и первых успехах.

Надежда Кузьминична Самсонова рассказала о работе Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики «Центр финансово-экономического и методического обеспечения образовательных организаций» и специфике взаимодействия с профессиональными образовательными организациями.

В работе РМО приняли участие психологи-педагоги ПОО УР, ответственные за инклюзивное профессиональное образование, социальные педагоги, преподаватели, представители администрации и другие заинтересованные лица. Совместная плодотворная работа позволила получить важные практические результаты, в частности, были обсуждены варианты сотрудничества реабилитационного центра с профессиональными образовательными организациями Удмуртской Республики, одними  из форм которых являются проведение профессиональных проб для воспитанников реабилитационного центра и трудоустройство выпускников с инвалидностью профессиональных образовательных организаций на базе центра. Также перед ответственными за инклюзивное профессиональное образование Удмуртской Республики была поставлена задача разработки адаптированной образовательной программы в каждом образовательном учреждении в 2019-2020 учебном году.

Благодарим всех за активную работу и сотрудничество!