Эрготерапевт и эрготерапия. Кто это и что это такое?
23 Сентября 2020
Эрготерапия занимается улучшением качества жизни людей.
Понятие эрготерапии
Слово «эрготерапия» происходит от латинского ergon - труд, занятие, и греческого therapia– лечение. Таким образом, эрготерапия – это исцеление через деятельность.
Немного об истории основания и развитии метода
Для России эрготерапия – сравнительно новый метод реабилитации и применяется лишь с 1999 года, хотя отдельные ее элементы использовались в реабилитации и раньше.
На Западе эрготерапия известна более 60 лет. В наши дни эрготерапия получила большое распространение, ее принципы используются при реабилитации инвалидов во всем мире. В настоящее время эта специальность преподается в университетах и колледжах всех развитых стран.
В нашей стране методы эрготерапии пока применяются не так широко, как могли бы, но это направление активно развивается.
Понятие эрготерапевт
Эрготерапевт – это специалист, который помогает ребенку (и взрослому) научиться навыкам заботы о себе, выявляет трудности, которые мешают ребенку эффективно обучаться, и помогает справиться с этими трудностями.
Цель эрготерапевта – помочь ребенку обрести независимость и самостоятельность.
Есть сложности и проблемы в развитии? Вам поможет эрготерапевт!
Вся работа направлена на решение актуальных трудностей, с которыми сейчас живет ребенок и его семья, на нормализацию жизни человека.
Любой человек имеет право на нормальную жизнь!
Нормализация – это система действий, обеспечивающих максимально нормальные условия жизни для человека с нарушениями или риском нарушений.
Нормальное состояние жизни это:
- возможность выражать свои желания и потребности;
- обычный режим дня, который включает работу, отдых и свободное время;
- обычный ритм недели: чередование рабочих дней и выходных;
- участие ребенка в совместной трапезе и семейных праздниках;
- возможность посещать ребенку детские учреждения, игровые комнаты и детский сад;
- нормальное развитие жизненного цикла: детство, отрочество, юность, зрелость и старческий период.
Таким образом, любой человек – взрослый или ребенок, должен:
1. иметь возможность самостоятельно изменять что-то;
2. выражать собственное желание;
3. иметь право знать, что с ним собираются сделать;
4. выражать отказ от чего-либо или согласие.
В этом заключается реализация принципа нормализации, что обеспечивает функциональную независимость, самостоятельность людей с ограничениями жизнедеятельности. Именно так формулируется цель работы эрготерапевта.
Независимость и самостоятельность обеспечивается путем формирования навыков.
Навык – автоматизированное действие, формирующееся путем многократно повторяемых упражнений, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательного контроля.
Самые устойчивые навыки формируются и закрепляются в естественной среде – это ежедневные дела (рутины), это привычная деятельность:
- просыпание/засыпание/сон
- смена подгузника/туалет
- одевание/раздевание
- еда/питье
- прогулка
- игра одиночная/совместная
- свободное время
- перемещение по квартире/улице
- выход из дома/возвращение
- умывание/купание
- чтение книжки/слушать истории
- беседы
- домашние дела
Эрготерапевт работает именно в этом направлении, в направлении функциональной реабилитации – там, где можно применить новые навыки, где можно что-то изменить в лучшую сторону, облегчить жизнь.
При этом эрготерапевт обязательно учитывает индивидуальные особенности ребенка, функции организма ребенка, структуры организма, способность осваивать новые навыки, личностные особенности, а также учитываются внешние факторы, которые используются в рутине.
Преимущества эрготерапии
- Множественность областей, которые развиваются в одной рутине или одном действии (двигательная, коммуникативная и т.д.).
- Наличие естественной мотивации у ребенка, который участвует в интересных и значащих, функционально необходимых для него действиях.
- Облегченность оценки, так как мама и ребенок участвуют в оценке, просто демонстрируя их обычную жизнь и взаимодействие.
- Уменьшается необходимость в объяснении родителям способов обучения ребенка.
Логопед Службы ранней помощи
Логинова Наталья Сергеевна