Эрготерапевт и эрготерапия. Кто это и что это такое?

23 Сентября 2020

Эрготерапия занимается улучшением качества жизни людей.

Понятие эрготерапии

Слово «эрготерапия» происходит от латинского ergon - труд, занятие, и греческого therapia– лечение. Таким образом, эрготерапия – это исцеление через деятельность.

Немного об истории основания и развитии метода

Для России эрготерапия – сравнительно новый метод реабилитации и применяется лишь с 1999 года, хотя отдельные ее элементы использовались в реабилитации и раньше.

На Западе эрготерапия известна более 60 лет. В наши дни эрготерапия получила большое распространение, ее принципы используются при реабилитации инвалидов во всем мире. В настоящее время эта специальность преподается в университетах и колледжах всех развитых стран.

В нашей стране методы эрготерапии пока применяются не так широко, как могли бы, но это направление активно развивается.

Понятие эрготерапевт

Эрготерапевт – это специалист, который помогает ребенку (и взрослому) научиться навыкам заботы о себе, выявляет трудности, которые мешают ребенку эффективно обучаться, и помогает справиться с этими трудностями.

Цель эрготерапевта – помочь ребенку обрести независимость и самостоятельность.

Есть сложности и проблемы в развитии? Вам поможет эрготерапевт!

Вся работа направлена на решение актуальных трудностей, с которыми сейчас живет ребенок и его семья, на нормализацию жизни человека.

Любой человек имеет право на нормальную жизнь!

Нормализация – это система действий, обеспечивающих максимально нормальные условия жизни для человека с нарушениями или риском нарушений.

Нормальное состояние жизни это:

- возможность выражать свои желания и потребности;

- обычный режим дня, который включает работу, отдых и свободное время;

- обычный ритм недели: чередование рабочих дней и выходных;

- участие ребенка в совместной трапезе и семейных праздниках;

- возможность посещать ребенку детские учреждения, игровые комнаты и детский сад;

- нормальное развитие жизненного цикла: детство, отрочество, юность, зрелость и старческий период.     

Таким образом, любой человек – взрослый или ребенок, должен:

1.     иметь возможность самостоятельно изменять что-то;

2.     выражать собственное желание;

3.     иметь право знать, что с ним собираются сделать;

4.     выражать отказ от чего-либо или согласие.

В этом заключается реализация принципа нормализации, что обеспечивает функциональную независимость, самостоятельность людей с ограничениями жизнедеятельности. Именно так формулируется цель работы эрготерапевта.

Независимость и самостоятельность обеспечивается путем формирования навыков.

Навык – автоматизированное действие, формирующееся путем многократно повторяемых упражнений, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательного контроля.

Самые устойчивые навыки формируются и закрепляются в естественной среде – это ежедневные дела (рутины), это привычная деятельность:

  1. просыпание/засыпание/сон
  2. смена подгузника/туалет
  3. одевание/раздевание
  4. еда/питье
  5. прогулка
  6. игра одиночная/совместная
  7. свободное время
  8. перемещение по квартире/улице
  9. выход из дома/возвращение
  10. умывание/купание
  11. чтение книжки/слушать истории
  12. беседы
  13. домашние дела

Эрготерапевт работает именно в этом направлении, в направлении функциональной реабилитации – там, где можно применить новые навыки, где можно что-то изменить в лучшую сторону, облегчить жизнь.

При этом эрготерапевт обязательно учитывает индивидуальные особенности ребенка, функции организма ребенка, структуры организма, способность осваивать новые навыки, личностные особенности, а также учитываются внешние факторы, которые используются в рутине.

Преимущества эрготерапии

  • Множественность областей, которые развиваются в одной рутине или одном действии (двигательная, коммуникативная и т.д.).
  • Наличие естественной мотивации у ребенка, который участвует в интересных и значащих, функционально необходимых для него действиях.
  • Облегченность оценки, так как мама и ребенок участвуют в оценке, просто демонстрируя их обычную жизнь и взаимодействие.
  • Уменьшается необходимость в объяснении родителям способов обучения ребенка.

Логопед Службы ранней помощи

Логинова Наталья Сергеевна