К вопросу об использовании технологии биоэнергопластики в логопедической работе с детьми с ДЦП

9 Декабря 2021

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Многие авторы отмечают взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности. Так, М. М. Кольцова считает возможным рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат [1].

Одним из важных симптомов у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), является нарушение двигательной сферы. При ДЦП двигательные расстройства вызваны нарушением контроля со стороны центральной нервной системы за функциями мышц. Двигательные нарушения могут проявляться в виде мышечной вялости, снижении тонуса или в виде спастичности, поражающей мышцы губ и языка, мышцы плечевого пояса и рук, мышцы ног, также в нарушении координации движений. У многих детей с ДЦП могут присутствовать насильственные движения (гиперкинезы). При двигательных нарушениях изменён весь ход моторного развития, что сказывается на формировании нервно-психических функций, освоении предметно-практической деятельности, развитии речи. Традиционно в ходе логопедической работы с детьми с ДЦП ведётся коррекция нарушений двигательной сферы – подвижности артикуляционного аппарата, мимических мышц и мелкой моторики рук. В занятия включаются игры и упражнения, способствующие снятию напряжения в мышцах рук, лица, улучшающие подвижность артикуляционной моторики. Всё это способствует развитию произносительной стороны речи.

В настоящее время особое внимание уделяется развитию координационных способностей у детей ДЦП. С этой целью используется технология биоэнергопластики – соединение традиционной артикуляционной гимнастики с одновременными движениями кистей рук, имитирующими движения челюсти, языка, губ. Главный эффект заключается в том, что при нарушенной кинестезии имитация позы или движения кистями рук создаёт опору для соответствующих артикуляционных поз и движений. Так формируется обходной путь усвоения артикуляций детьми с ДЦП.

В своей работе мы опираемся на методические разработки А.В. Ястребовой., О.И. Лазаренко, Н.В Нищевой. По мнению авторов, предлагаемая технология является также средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей [2;3;4]. На первых занятиях нами используется не более двух упражнений. При этом движение руки носит опережающий характер и представляет собой образец формируемой артикуляционной позы. Подражая ручному движению, ребёнок подстраивает положение языка или губ к имеющемуся образцу. Далее предлагаем детям выполнять синхронно движения кистей рук и органов артикуляции. Для достижения эффекта следим за точностью выполнения движения. На первых порах отрабатываем движения перед зеркалом. Стараемся заниматься систематически, так как закрепление любого навыка требует повторения. Если ребёнок посещает занятия с мамой, она тоже принимает участие и помогает ребёнку. Упражнения берём малыми порциями, они не должны утомлять ребёнка. Дозировка упражнений индивидуальна. Один ребёнок может справиться с тремя упражнениями сразу, а другой с трудом может выполнить только одно. В основном комплексе движений для всего артикуляционного аппарата используем самые простые движения всех органов артикуляции (губ, челюстей, языка) во время речи. Каждое упражнение имеет своё название. Названия эти условные, дети с лёгкостью их запоминают. Это вызывает интерес к артикуляционной гимнастике, дети быстрее запоминают упражнения. Например, упражнение с широким открыванием рта с одновременным раскрытием пальцев рук, может быть названо «Окошко» или «Бегемотик», а упражнение с надуванием щёк и одновременным сжиманием пальцев обеих рук в кулачки - «Хомячок» или «Толстячок». Сначала дети учатся выполнять просто упражнения, потом используем упражнения со стихами, далее придумываем сказки с этими упражнениями, подключаем игровых персонажей, например, «Волшебные перчатки».

Во время и после применения технологии биоэнергопластики нами отмечены следующие положительные результаты: выросла заинтересованность детей в выполнении артикуляционных упражнений, им нравится придумывать сказки о бегемотике и хомячке; улучшилась подвижность артикуляционного аппарата, увеличился объём артикуляционных движений, улучшилась переключаемость с одного артикуляционного движения на другое, уменьшилось слюнотечение. Главное, что у детей сформировались образы-представления артикуляционных поз, их поиск осуществляется быстрее, отдифференцированы верхние и нижние положения языка, положения рук стали символом выполняемого движения. Постановка и автоматизация звуков стала проходить легче и успешнее.

Таким образом, артикуляционная гимнастика совместно с движением кистей рук для детей с ДЦП вполне оправдана, так как вызывает интерес у детей и даёт положительные результаты в коррекции нарушений речи.

Список литературы:

1. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. [Текст]/ М. М. Кольцова, М. С. Рузина - Екатеринбург.: У-Фактория, 2004.- 224 с. + цв. вкл. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).

2. Лазаренко, О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. [Текст]/ О.И. Лазаренко. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2015.- 32 с

3. Нищева, Н.В. Весёлая артикуляционная гимнастика. [Текст]/ Н.В. Нищева.- Спб.: Издательство «Детство-Пресс», 2009. - 32 с

4. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. [Текст]/ А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко.- М.: Аркти, 2001.- 144 с