Заикание у ребёнка

18 Января 2021

Если у ребенка заикание, то для его преодоления очень важна поддержка родителей. Дома должна быть спокойная и понимающая атмосфера. Должен быть исключен просмотр возбуждающих, неподходящих по возрасту телепередач, и компьютерных игр. Исключается и прослушивание страшных историй и сказок на ночь. Нельзя в качестве наказания оставлять ребенка одного в замкнутом пространстве, особенно если оно плохо освещено.
Если ребенок испытывает какие-либо страхи, взрослым нужно поработать с ними: выяснить причину и избавиться от них. Так, например, если ребенок боится собак, нужно объяснить, как правильно себя вести с ними; если ребенок боится темноты, пройдите с ним все помещение и убедитесь, что нигде никого нет; если ребенок боится то, что изображено на картинах, развешенных в комнате, снимите их. То есть каждый страх должен быть проработан. Это важно, потому что часто заикание возникает именно из-за страха, испуга, какой-то нестандартной ситуации, в которой оказался ребенок.

Рекомендации родителям:

  • Введите режим дня для ребенка;
  • Скорректируйте сон, он должен составлять не менее 8 часов;
  • С ребенком следует говорить спокойным и негромким голосом;
  • Избегайте повышения интонации и агрессивного тона;
  • Не перебивайте малыша, когда он говорит;
  • Воздержитесь от частой критики;
  • Хвалите ребенка за его успехи;
  • Ребенок должен понимать, что в семье он найдет поддержку и опору; 
  • Агрессивная среда может воздействовать на него крайне негативно.

Занятия в домашних условиях:

- артикуляционная гимнастика в игровой форме (7мин);

- дыхательная гимнастика в игровой форме (5-6мин);

- элементы логомассажа;

- игры и упражнения на развитие ритмико-просодической стороны речи (см.ниже);

- прием витаминов или лекарств по назначению невролога;

- бассейн, спокойная ходьба, лыжи и т.д;

- пение.


Дыхательная гимнастика в игровой форме (5-6мин)

«Бегемотик»

Ход игры. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку: "Бегемотики лежали, бегемотики дышали. То животик поднимается (вдох). То животик опускается (выдох)." Упражнение может выполняться в положении полусидя и сопровождаться рифмовкой: 

Сели бегемотики, потрогали животики. 

То животик поднимается (вдох). 

То животик опускается (выдох).


«Рыбка на волнах»

Ход игры: Ребенок находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). На живот кладется игрушечная рыбка. Взрослый предлагает ребенку покачать рыбку, будто она плывет на волнах. Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Упражнение длится 2-3 минуты, выполняется без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

«Жук жужжит»

И. п.: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья, делаем вдох. Выдыхая, ребенок произносит сопряжённо со взрослым: «Ж-Ж-Ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, ребенок непроизвольно делает вдох.

«Гуси»

И. п.: руки поставить на пояс. Сделать вдох носом, медленно наклонить туловище вперёд, не опуская голову вниз. Произносят сопряжённо с логопедом: «Г-а-а». Принимая исходное положение, сделать вдох.


Игры на развитие просодической стороны речи

«Телеграф»

Взрослый предлагает ребенку стать на недолгое время телеграфистами: «Я буду передавать сообщение по телеграфу, а ты принимай». Взрослый отхлопывает различные ритмичные рисунки, ребенок должен за ним повторить.

«Мячик»

Ребенок сопряжённо со взрослым произносят считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку – четыре удара мяча).

Раз, два, три, четыре, 

Мы считалочку учили,

Говорили, говорили

И мячом по полу били.