Вопросы и ответы

Рекомендации для родителей по обучению детей игре

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ

Часто дети с ограниченными возможностями не умеют играть. У них не возникает замысла игровой деятельности, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Проявить живой интерес к чему-либо, воссоздать несложную жизненную ситуацию они не могут. Ваша задача – научить ребенка играть. Игра важна не только потому, что ребенок интересно проводит свободное время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления и т.д.), развивается его эмоционально-волевая сфера.

Какими бы ни были размеры вашей квартиры, обязательно отведите ребенку специальный уголок, где на коврике расставьте игрушечные мебель, разложите посуду, предметы быта, одежду и т. д. Чтобы привлечь внимание малыша, подберите яркие, красочные предметы. Играя вместе с ним, вы заметите, что у него возникает желание высказаться, проявить чувства. Поддержите его желания и инициативу. Например, медвежонок вывалился из машины – его надо пожалеть, приласкать; лошадка долго скакала – ее необходимо напоить водой, накормить. В течение дня как можно больше времени играйте с ребенком, периодически меняйте игрушки, чтобы поддерживать к ним интерес.

Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, содержать их в порядке, убирать на место. Когда он еще слишком мал, убирайте игрушки сами, а малыш пусть их подает. Со временем ребенок все будет делать сам, но под вашим контролем и руководством. И наконец, когда вы научите его всему необходимому, он справится с заданием самостоятельно. Если ребенок знаком с хозяйственно-бытовым трудом членов семьи, его заинтересует игра «Кому что нужно?». Предложите подобрать картинки с изображением тех предметов, которые потребуются матери для приготовления обеда (продукты, кухонная посуда, мясорубка), отцу в работе по дому (молоток, пила, гвозди), бабушке при вязании (спицы, моток шерсти) и т.д. В игровой форме вам будет проще познакомить ребенка с цветом, формой, величиной предметов, привить навыки пространственной ориентировки. Если вы знакомите малыша с цветом предметов, то попросите его сначала разложить предметы на две группы и объясните значения слов «цвет», «такой же», «разные». Материалом послужат цветные палочки или карандаши: красный – синий, желтый – зеленый, синий – белый и т.д.

У ребенка может вызвать интерес раскладывание палочек двух цветов в разные стороны. Сначала покажите малышу, как это делается, не забывая

одновременно спрашивать, куда положить предмет того или иного цвета. Например, вы показываете ребенку желтую палочку и спрашиваете его: «Где лежит палочка такого же цвета? Куда ее положить?» Ребенок отвечает или чаще всего указывает жестом. Вы кладете желтую палочку рядом с желтыми и поясняете, что они одинаковые. Так раскладываются несколько пар палочек. Далее ребенок, по возможности самостоятельно, показывает, куда надо положить палочки. Помните, что занятия по ознакомлению с цветом следует проводить при естественном освещении. Пособия размещайте на белом фоне. Если вы используете карандаши, то лучше, чтобы они были незаточенными. Желательно, чтобы ребенок научился группировать карандаши (палочки) двух цветов. Если малыш не может выполнить задание, то вместе с ним раскладывайте карандаши и палочки. Как правило, дети с недостатками развития неуклюжи, поэтому в режиме дня отведите определенное время подвижным играм. Приучайте ребенка лазать, бегать, ходить по выложенным на полу из веревок квадрату, кругу, различным линиям. Такие занятия помогут координации движений, восстановят нормальную походку. Научите малыша бросать мяч, доставать различные вещи, находящиеся в труднодоступных местах (встать на стул и достать со шкафа куклу). Постепенно, по мере развития ребенка, игры усложняйте, увеличивая расстояния пробега, число играющих.

Ребенок с ограниченными возможностями, как и любой другой, нуждается в контактах со сверстниками. Если в семье есть еще дети, это, как правило, благоприятно отражается на малыше, он легче общается с окружающими. Если у него братьев и сестер нет, то он нередко лишается детского общества. В этом случае познакомьте сына или дочь со здоровым ребенком младшего возраста и постарайтесь организовать их совместную игру. Старайтесь вовлечь его в игру с другими детьми.

Родительские ожидания и личность ребёнка

Родительские ожидания и личность ребёнка

Существует несколько факторов, которые влияют на формирование психоэмоциональной структуры личности ребенка:

  • Осознанное желание родителей иметь ребенка. Каким бы удивительным это ни показалось, но позитивный взгляд на себя, на жизнь и окружающих складывается у ребенка еще в момент его существования в утробе матери. «Меня хотят, меня любят и ждут» — эта формула, записанная в подсознании, определяет не только личностное развитие, но и почти весь жизненный путь человека. Доказано, что дети, в необходимости появления которых на свет долго сомневались родители, существенно отличаются от желанных детей. Очень часто, таких детей можно сразу узнать просто по их поведению. Как правило, эти дети чувствуют себя ненужными, они не любят себя, нерешительны и замкнуты, или же, наоборот, проявляют демонстративность, капризность, агрессивность.
  • Ожидания родителей. Родители желают видеть своего ребёнка успешным. Однако видение успешности может складываться не из понимания интересов и способностей детей, а из собственных нереализованных целей и под влиянием модных социальных тенденций (например, «все должны уметь говорить на английском языке, значит это нужно моему ребёнку…» или «занятия в школе искусств уж точно никому не повредят…» или «пусть занимается танцами, это и для общего физического развития хорошо, и у компьютера не сидит…»).

Большинство детей таковы, что безоговорочно доверяют своим родителям и действуют согласно их ожиданиям, во всяком случае, стремятся к этому от всего сердца. Но приходит пора, когда они начинают понимать, что родители не замечают их за своими требования и ожиданиями, что их как личностей уже и не видят, тогда они начинают выходить из-под контроля, проявляя качества своей личности, что повергает в негодование или непонимание взрослых («мы для тебя столько сделали, а ты?»). Другими возможными сценариями развития личности могут стать формирование тревожности и неуверенного поведения детей, позднее взросление, нежелание проявлять самостоятельность, иногда возникают проблемы лишнего веса. Дети и подростки, также как и взрослые, склонны «заедать» такие психологические проблемы, как стресс, неприятности или сильные эмоции, а порой едят просто так, от скуки. Иногда причиной переедания оказывается недостаток или отсутствие родительского внимания, и лишние калории, полученные с пищей, приводят к избыточному весу.Читаем книги вместе и с весельем.

Что же делать?

Очень важно каждому родителю найти такую деятельность для ребёнка, в которой он способен самоутвердиться. Ощущение успеха – лучшее лекарство от повышенной тревожности и чувства ненужности. Кроме того, ребёнок должен чувствовать себя защищенным, знать, что при необходимости взрослые обязательно придут на помощь. Повысить самооценку за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно обращаться к ребёнку по имени, хвалить его за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем, ребёнок обязательно должен знать, за что его похвалили.

  • Категорически недопустимы сравнения детей друг с другом, т.к. это может стать травмирующим фактором. Лучше сравнить достижения ребёнка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.
  • Обращаясь к ребёнку с просьбой или с вопросом, желательно установить с ним контакт глаз, лучше наклониться к нему.
  • Необходимо понять и принять тревогу ребёнка: он имеет на неё полное право. Интересуйтесь его жизнью, чувствами, страхами. Научите его говорить о них и будьте готовы выслушать ребёнка.
  • Разбирайте ситуации из школьной и повседневной жизни, вместе ищите выход. Научите делать полезный для ребёнка вывод из неприятностей, показывая, что в большинстве случаев «нет худа без добра» — приобретается опыт, удается избежать еще больших неприятностей и т.д. Обеспечьте ребенку ощущение, что в любой ситуации в вашем лице он получит поддержку и понимание его проблем. Даже если некоторые проблемы вам не представляются серьезными, признайте право ребёнка — сильно переживать из-за них: «Да, это действительно неприятно. Это, правда, очень обидно…» И только после выражения сочувствия помогите найти выход, решение, увидеть положительные стороны. Например, ошибки в контрольной – это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.
  • Помочь ребенку в преодолении тревоги – значит, создать условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребёнок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации.
  • Если ребёнок пропустил из-за болезни занятия в школе или в нашем центре и боится идти туда, попробуйте сделать его возвращение постепенным. Например, можно прийти с выздоровевшим ребенком вместе, якобы узнать домашнее задание; постараться сделать так, чтобы, пока он болеет, ему звонили одноклассники, и он сам звонил им. Сходите, узнайте новости и задания, которые можно делать самим, расскажите обо всём ребёнку и передайте привет от ребят и педагога.
  • В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребёнка, но и не бросайте его одного. Предложите справиться с проблемой вместе (не важно, что это: шнурки на ботинках или первая ссора с приятелем). Иногда достаточно просто побыть рядом с ребёнком, пока он пытается справиться с чем-то.
  • Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним. Например, спросите его: «Чего боятся солдатики? (или куклы). А как им помочь преодолеть страх?».
  • Заранее готовьте тревожного ребёнка к каким-то переменам и важным событиям. Подробно расскажите, что его ждёт.
  • Никогда не пытайтесь повысить работоспособность ребёнка, описывая ему трудности. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная работа его ожидает или что от результатов этого экзамена по музыке, танцам или в спорте очень многое зависит. Это только усилит напряжение.
  • Делиться своей тревогой с ребёнком лучше в прошедшем времени. «Сперва боялся, но потом было так-то и так, удалось сделать то-то и то-то».
  • Ребёнку важно научиться ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их, а не стремиться к абстрактному и потому недостижимому эталону.
  • Развивайте правильное отношение ребёнка к результатам своей деятельности, умение правильно оценить её независимо от педагога, не смешивать оценку конкретной работы с отношением педагога к самому ребёнку. Сравнивайте результаты ребёнка только с его же предыдущими достижениями. Обращайте внимание на то, что он знает, умеет теперь, что он смог пересилить себя, что он заслуживает уважения, что он укрепил свою волю и т.д. Так формируется чувство собственной компетентности ребёнка, снижающее чувство тревоги и неуверенности в себе.
  • Если ребёнок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: сделать глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное.
  • Также, преодолеть чувство тревоги можно с помощью телесного контакта. Можно просто погладить ребенка по голове, обнять его, посадить на колени. Это никогда не будет лишним ни в отношении малышей, ни дошкольников, ни младших школьников. Тревожные дети быстро утомляются, поэтому, заметив, что ребенок выполнил одно задание, погладьте его по голове и скажите: «Отдохни немного, а потом продолжишь».
  • Будьте более оптимистичны сами. Следите за выражением своего лица. Чаще улыбайтесь. Убеждайте ребёнка, что «всё будет хорошо, всё обязательно получится».
  • Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!» и т.п.).

Спокойные, уверенные в себе родители, способные принять ребёнка таким, какой он есть, не ждущие от него моментальных сверхдостижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, — вот залог уверенности и адекватной самооценки ребенка, залог его успешности в будущем.

Моему ребенку 5 лет. У вас очень большой центр. Как он будет находить нужные кабинеты для прохождения процедур?

Все дети, поступающие на реабилитацию в стационарное отделение, находятся под присмотром воспитателей. Воспитатели и помощники воспитателей сопровождают детей на процедуры. Дети среднего и старшего школьного возраста, свободно ориентирующиеся в центре, с разрешения воспитателя, могут на процедуры ходить самостоятельно.

Чем дети занимаются в свободное время?

Досуг детей в свободное от процедур время разнообразен. Это настольные, словесные, сюжетные, подвижные игры, конкурсы, занятия творчеством, занятия в кружках, прогулки. Один раз в неделю проводятся дискотеки. Организуются экскурсии в учреждения культуры города Ижевска. В центр еженедельно приходят волонтеры, представители разных организаций для проведения развлекательных мероприятий.

Кто может помочь ребенку с ДЦП принять душ?

Детям, которым требуется помощь в принятии гигиенических процедур, помогают санитарки и помощники воспитателей. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в центре предусмотрены душевые комнаты, оборудованные поручнями и специальные ванны.

Ребенок на домашнем обучении. Его постоянное окружение – это мама и бабушка. Очень замкнут. Беспокоюсь, сможет ли он найти контакт со сверстниками?

Социализация детей и подростков – это основная цель нашего учреждения. Благодаря комплексному подходу специалистов центра к решению таких проблем, дети находят друзей, продолжают общение после реабилитации, раскрепощаются, начинают участвовать в досуговых мероприятиях, у многих раскрываются творческие способности. Каждый ребенок имеет возможность выступить на итоговом концерте.

Какие виды социальных услуг предоставляются детям-инвалидам в Реабилитационном центре?

Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг в Реабилитационном центре:

  • Социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей –инвалидов.
Что такое индивидуальная программа предоставления социальных услуг?

Индивидуальная программа предоставления социальных услуг (далее – индивидуальная программа) является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах.

Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.

На какой срок может быть разработана индивидуальная программа предоставления социальных услуг, может ли она быть бессрочной?

Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ индивидуальная программа предоставления социальных услуг (далее – индивидуальная программа) составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года.

При этом, социальные услуги, установленные в индивидуальной программе имеют сроки их реализации и кратность предоставления в связи с чем, истечение данных сроков свидетельствует о завершении реализации как конкретных социальных услуг, так и индивидуальной программы в целом.

Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

В связи с изложенным, составление бессрочной индивидуальной программы, по нашему мнению, не соответствует Федеральному закону.

Как часто ребенок - инвалид может посещать Реабилитационный центр?

В соответствии с Положением об Автономном учреждении социального обслуживания Удмуртской Республики «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» курс реабилитации в Реабилитационном центре составляет от 14 до 26 дней. Периодичность предоставления социальных услуг составляет 2 раза в год.

В случае превышения спроса на получение социальных услуг над возможностью их оказания прием получателей социальных услуг на социальное обслуживание осуществляется в соответствии с очередностью.

Сможем ли прийти на реабилитацию в Реабилитационный Центр, если мы не хотим проводить ребенку пробу Манту?

К сожалению, нет.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2003 № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации» и Санитарным правилам СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» детям необходимо ежегодно ставить пробу Манту с 1 года до 14 лет с целью ранней диагностики туберкулеза. Проба Манту не является прививкой и практически не имеет абсолютных противопоказаний.

В случае отказа от пробы Манту, для прохождения реабилитации в нашем Реабилитационном центре, вам необходимо пройти консультацию врача фтизиатра по месту жительства, для исключения инфицирования туберкулезом.

Когда ребенок начинает впервые говорить?

Когда ребенок впервые начинает говорить, счастью родителей нет предела. Как считают многие мамы, чем раньше это происходит, тем лучше. Однако стоит понимать, что каждый ребенок развивается по-разному и возраст, когда ребенок начинает говорить, может сильно отличаться между детьми погодками. От чего зависит то, когда ребенок начинает впервые говорить и до какого возраста отсутствие речи является нормой? В первый год жизни ребенка речь только начинает формироваться. От невнятных криков и мычания речь постепенно трансформируется в слоги, понятную мимику и интонацию. Если сын подруги уже говорит в год, произносит четкие и ясные слова, а ваша дочка только знает слово «дай» — это не повод волноваться. Полностью речь формируется до 3 лет, а то как это происходит до этого возраста — сугубо индивидуально.

Как помочь ребенку научиться говорить?

Считается, что девочки развиваются гораздо быстрее, чем мальчики, поэтому и говорить они начинают гораздо быстрее. Но это не значит, что это обязательный канон и так должно быть всегда. Как ни крути, речь — это не генетическая наследственность, а именно навык, поэтому от родителей зависит то, насколько хорошо и быстро ребенок освоит речь.

Зачастую дети плохо говорят в семьях, где ребенка игнорируют и не пытаются с ним общаться, аргументируя это тем, что он совсем маленький. Но это большая ошибка. Глядя на родителя, малыш пробует копировать мимику, интонацию, использует разные слоги. Обязательно разговаривайте с ребенком, показывайте ему предмет и медленно произносите его название. Не нужно торопиться при этом и использовать «мудреные» сложные конструкции, которые ребенку сейчас совсем ни к чему. При этом должен выдерживаться зрительный контакт, чтобы это было похоже на заинтересованный разговор.

Помогают при становлении речи легкие детские сказки с картинками, чтобы малыш мог сопоставлять в своей голове название предмета и его внешние признаки. Это те самые книжки, где петушок говорит «ку-ка-ре-ку», коровка «му-му», а кошечка — «мя-у».

Постепенно, примерно в 2-3 года просыпается большая потребность узнавать все вокруг и в малыше просыпается «почемучка». Ведь теперь он способен спросить что-то у мамы. Начинается увлекательное познание мира не только с помощью осязания, вкуса и зрения, но и с помощью слов. Главное поддерживать этот интерес малыша и не в коем случае не пытаться его остановить и, тем более, заткнуть. Конечно, 1000 вопросов почемучки могут не слабо надоесть, но для ребенка это крайне важно — стоит это понимать.

Чтобы развивать речь ребенка каждый день, воспользуйтесь этой небольшой памяткой, которая будет стимулировать ребенка учиться говорить.

  • На прогулке обязательно обсуждайте то, что вы видите: «какое зеленое дерево, а это магазин, вот детский садик, травка зеленая и т.д». Примитивно и очевидно, но не для малыша.

  • Чаще выходите гулять в парки, где есть различные интересные предметы. Посмотрите на озеро, обсудите лебедей, которые плавают по нему. Послушайте пение птиц, скажите их название. 

  • Отвечайте на вопросы ребенка, старайтесь давать легкие и понятные ответы.

  • Читайте книжки, давайте малышу полистать книгу, рассмотреть картинки и буквы, слушайте песни и стихи.

  • Ребенку постарше следует начинать учить стихи — польза от них колоссальная.

Как развивается речь у детей раннего возраста?
Возраст малыша Навыки речевого общения
от 0 до 8 недель Крик, плачь и мычания — способ сообщить о том, что есть какой-то дискомфорт
от 1 до 3 месяцев Появляется мимика, первая улыбка и хохот. Это означает, что дыхательные органы правильно развиваются.
от 2 до 5 месяцев Протяжные звуки, немного нараспев.
от 4 месяцев Эмоциональное реагирование на знакомые вещи и предметы. Веселье от общения.
от 5 до 6 месяцев Появляются первые слоги — ма, му, па, ба.
От 7 месяцев В речи появляется интонация. Набор слогов со схожей интонацией с речью взрослого человека.
От 12 месяцев Появляются простые короткие слова, самые необходимые: на, дай, мам и т.д. Около 10-12 слов.
От 2 лет Ребенок начинает составлять предложения, простые, но понятные. Появляются прилагательные.
От 3 лет Малыш способен запоминать простые стихи. Составляет сложные предложения.
Часто музыканты реабилитационного центра советуют нашим детям слушать классическую музыку. Что это дает ребенку в плане музыкальной реабилитации?

Прослушивание классической музыки повышает мотивацию и уровень познавательной активности у детей. Ведет к развитию творческой деятельности, эмоциональной сферы, что дает возможность ребенку раскрыть индивидуальность и личный потенциал.

Для развития эстетических чувств подходит музыка П. И. Чайковского. Она развивает чувства радости и любви. Достаточно послушать «Детский альбом» такие пьесы как: «Марш деревянных солдатиков», «Песня жаворонка», «Мама», «Игра в лошадки», «Утренняя молитва», объяснить ребенку содержание произведения, как сразу можно увидеть проявление воображения и способность у ребенка сопереживать. Очень полезно во время прослушивания произведений классики играть на музыкальных инструментах, таких как: колокольчики, ложки или металлофон, что ведет к развитию музыкального слуха и чувства ритма.

Какие возможности дает «Саундбим луч» в области реабилитации детей с неврологическими отклонениями?

«Саундбим луч» или музыкальный луч – это система с ультразвуковым лучом дает возможность развития мелкой и крупной моторики, мотивирует ребенка к танцевальной-двигательной терапии, а также дает силы для развития своего творческого, физического и умственного потенциала. Открывает новые возможности для самовыражения. Здесь не нужно быть музыкантом для того, чтобы использовать «Саундбим луч».

Программы, заложенные в системе: «Космос» «Футбол» «Карнавал», «Звуки природы», «Ферма» и т.д. дают ребенку способности к импровизации и творческой активности. 

Как надо начинать развитие музыкальных навыков детям до 3-х лет «Особый ребенок»?

Музыкально- игровые занятия для малышей «Особый ребенок» необходимо проводить вместе с родителями. Благодаря музыкальным занятиям под аккордеон, наши дети получают необходимые для них впечатления: зрительные, слуховые, двигательные. Развитие музыкальных навыков нужно начинать с простых песен - попевок: «Зайка», «У медведя», «Ножками затопали», «Ладушки», «Осень», «Ты зайчонок лапку дай» и т.д.

Они лучше развивают речь, формируют внимание и развивают музыкальные способности. Необходимо, чтобы родители стали настоящими помощниками и активными участниками в играх и на праздниках. Благодаря музыкально- игровой деятельности дети получают заряд радости.

Как привить ребенку самостоятельность?

Если малыш проявляет интерес к чему-то , ему нужно дать возможность быть самостоятельным и инициативным. Интеллектуальное развитие происходит параллельно с физическим, поэтому, не давая делать ребенку какие-то вещи самостоятельно из-за того, что у вас не хватает времени или вам нужно будет потом убрать за ребенком, вы лишаете его возможности развиваться. Выполняя мелкие обязанности, малыш учиться самообслуживанию и саморегуляции. Что в дальнейшем поможет ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Как быть с детской ревностью?

Она развивает соревновательный дух у детей. Но маме важно научиться избегать серьезных конфликтов и переключать детей на другие дела. Объясню: например, у вас недавно родился ребенок, и старший в растерянности. Оставьте младшего с папой, а со старшим сходите на прогулку. Но проведите время качественно, чтобы он не просто топтался рядом, а играл с вами в игры, веселился и получал удовольствие! 

На ребенка давит определение «старший». Покажите ему все плюсы: советуйтесь с ним в выборе продуктов, проводите с ним больше времени, не бойтесь поручать ему мелкие дела по дому и не говорите, что он что-то должен. Он не должен делиться своими игрушками и книжками. Дети по своей природе собственники. Именно поэтому они переживают кризис с появлением других детей. 

Как научиться не срываться на ребенка?

Вы можете сиюминутно подавить агрессию: пнуть подушку, умыться, выпить воды, щелкнуть резинкой по руке. Но это не решит проблему – нужна внутренняя рефлексия.

Найдите причину в себе. Подумайте, что чувствует малыш, когда над ним стоит огромный человек с ремнем? Он вас боится! Самые частые причины таких срывов: конфликты внутри семьи, когда мама злится на папу и выливает злость на ребенка; усталость; пьющий родитель (к сожалению, до сих пор классическая ситуация для нашей страны). 

Как не испытывать чувство вины, если вы мало времени проводите с ребенком?
Вы можете провести с ребенком час в день, но сделать это качественно: играть, беситься, валяться.
Нужно ли помогать ребенку с уроками?

Школа – не для родителей. Они свое уже отучились, но при этом продолжают бояться плохих оценок своих детей.

Вот вам неудачный сценарий: мама пришла домой с работы и вместо того, чтобы узнать, как у ребенка дела, она выдает: покажи уроки! Школа – это частая причина семейных конфликтов. Отдайте ответственность за учебу детям. Они должны понимать, что никто этого не сделает за них. Чаще бывает, что ребенок спит, а родители строят за него корабли.

Нужно ли заниматься с малышом, если он не хочет?

Раннее развитие эффективно, если игры, занятия, чтение регулярны. Не принуждайте ребенка, занимайтесь с ним, когда он готов воспринимать новую информацию. Если ребенок настроен на свободную игру, не навязывайте ему занятия. Ваша цель – не зубрить учебники, а вырастить всесторонне развитого человека.

Создайте для него обучающую среду. Это личное пространство ребенка: уголок или комната с его собственными игрушками, книгами, кубиками, развивашками для получения новых тактильных, зрительных, слуховых и вкусовых ощущений. Здорово, если есть возможность установить шведскую стенку или спортивный комплекс.

Как пережить кризис трех лет?

Для кризиса трех лет характерно упрямство и негативизм. Последний проявляется в отказе от всего, что предлагают родители: ему не терпится пойти на детскую площадку, но он откажется, потому что мама так захотела! Такой протест объясним – малыш хочет сам принимать решения и подчеркнуть свою значимость.

Когда ребенку все запрещаешь, он бунтует еще сильнее. Если проявляешь чрезмерную гибкость, малыш перестает чувствовать границы.

Как реагировать на детский плач?

Ребенок плачет не из-за того, что вредничает – он расстроен. Дайте  ему возможность пережить свое «горе». Посочувствуйте. Проговорите эмоции. «Я понимаю, что ты расстроен, но не могу тебе позволить надеть летние шлепанцы на улицу, потому что сейчас зима и ты простудишься. Давай найдем классные валенки». Обязательно предлагайте альтернативные варианты выхода из ситуации. Выслушайте его и обнимите.

Найдите в себе силы не ограничиваться фразой «не плачь» – позвольте ребенку понять, что с ним происходит. Вам станет легче, когда начнете относиться к малышу не как к человеку, желающему испортить настроение, а как к расстроенному человеку, нуждающемуся в сочувствии.

Как научиться отказывать ребенку?

Любой отказ должен сопровождаться аргументацией. Общаться с ребенком нужно через «потому что» и «я тебя понимаю». «Я понимаю твои чувства, но не могу тебе купить  шоколадку, потому что от нее портятся зубы».

Перед тем, как отказать, подумайте, действительно ли просьба малыша совсем неприемлема, или сегодня это правило можно отнести к «условным». Придерживайтесь выбранной модели поведения.

Для чего нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры – вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, в основе каждой игры – детская потешка или стихотворение. А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими.
Кто такой дефектолог?
Дефектологами являются педагоги, специализирующиеся на работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. Дефектологи занимаются обучением и воспитанием детей, имеющих особенности в развитии. В своей работе они используют различные средства, направленные на коррекцию и компенсацию недостатков.
Нужен ли ребенку дефектолог?

Дефектолог – специалист, который работает с детьми с физическими и психическими (психологическими) недостатками. Цель его работы – максимально возможное развитие и адаптация таких детей в социальной, учебной, бытовой и других сферах.

Дефектолог осматривает ребенка, путем диагностики выявляет имеющиеся нарушения, проводя консультацию с родителями, выясняет обстоятельства, при которых возникло и развивалось заболевание. Все это позволяет точно определить характер отклонения и выбрать направление для целенаправленной коррекции.

Помощь дефектолога: когда она необходима?

Прежде всего сопровождение дефектолога необходимо детям, у которых диагностированы такие патологии:

  • Ранний детский аутизм, выражающийся нарушением социальных взаимодействий, стереотипностью поведения, проблемами при контактировании с окружающими.
  • Детский церебральный паралич – группа расстройств двигательного характера, формирующихся по причине повреждения структур мозга в перинатальном периоде.
  • Задержка психического развития, возникающая как результат внутриутробных инфекций, патологий беременности, недоношенности, родовых травм, т. д. Нарушения интеллекта здесь носят легкий характер, но затрагивают одновременно речь, память, восприятие, внимание, мышление.
  • Умственная отсталость – врожденные или приобретенные особенности, сопровождающиеся нарушением интеллекта, речи, моторики, эмоционально-волевой сферы.
  • Речевые расстройства, спровоцированные нарушениями слуха и зрения.
  • Любые нарушения психики.
Чем отличается логопед от дефектолога?

Основная сфера деятельности логопеда:

  • работа над невербальными средствами общения;
  • постановка, дифференциация, автоматизация звуков;
  • работа над грамматическим строем и связной речью.

Основные задачи дефектолога:

  • Развитие психомоторики и сенсорных процессов.
  • Формирование пространственно-временных отношений.
  • Умственное развитие. Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как внимание, восприятие, память, мышление.
  • Нормализация ведущей деятельности возраста.
  • Формирование представлений о предметах и явлениях.
  • Обогащение словаря и развитие связной речи.
  • помощь в адаптации детей к детскому саду и школе.
Признаки нормального развития речи

Первая реакция новорождённого малыша — это крик. После он трансформируется в гуление — издавание отдельных звуков. К полугоду младенец уже вовсю лепечет, т. е. произносит подобия слогов. Он уже может с их помощью выражать свои требования и желания.

  • Первый этап активной речи начинается с года. К этому времени малыш начинает произносить отдельные слова, связывать их в простые предложения. Нарастает словарный запас, к полутора годам дети начинают составлять фразы из четырёх слов.

  • В 2−3 года малыш уже активно общается со сверстниками. Его речь далека от идеала, он проглатывает части слов и не выговаривает половины звуков, но способен запоминать простые стихи.

  • В три года появляются свистящие звуки [С], [С'], [З], [З'], [Ц], но они не всегда чисто произносятся — это нормально.

  • В четыре года появляются шипящие звуки [Ж], [Ш], [Ч'], [Щ'], дети легко формулируют свои мысли и ведут со взрослыми полноценные диалоги, которые ограничены лишь их уровнем знаний об окружающем мире.

  • В пять-шесть лет появляются самые сложные звуки — сонорные. К ним относят [Р], [Р'], [Л], [Л']. Дети всё лучше овладевают речью, уже почти не допускают в ней ошибок. В их словарном запасе около 2 тысяч слов.

  • К семи годам малыш выговаривает все звуки русского языка и произносит их правильно. Активно пересказывает по картинкам, легко меняет интонацию и использует в общении около 3500 слов.

Расскажите подробнее об отделении «Особый ребенок»
«Особый ребенок» - это группа дневного пребывания в стационарном отделении для детей от 3 до 8 лет. При поступлении детей на курс реабилитации проводится диагностика. Специалисты разрабатывают индивидуальный реабилитационный маршрут, который включает в себя медицинские процедуры и занятия с психологами и педагогами.
Социально-медицинские услуги оказываются в специализированных помещениях (в соляной шахте, в массажных кабинетах, в зале лечебной физкультуры, в бассейне, в офтальмологическом кабинете и др.).
Занятия с психологом, логопедом, дефектологом, музыкальным руководителем проводятся непосредственно в отделении в комнатах для занятий. В игровых комнатах воспитатели организуют с детьми игровую деятельность, творческие занятия (лепка, рисование, аппликация). Вся работа строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В режиме дня предусмотрено 4-х разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник), дневной сон и прогулка.
Советы для родителей. Реабилитация верхней конечности при спастичности.
Спастичность в верхней конечности– это социально значимая проблема, при
которой необходимо проведение постоянной пожизненной реабилитации.
Основные задачи при реабилитации:
    • Минимизировать причины повышения тонуса (устранить неправильное положение конечности, раздражающие факторы: холод, боль, дискомфорт);
    • Содействовать максимальному выравниванию тела, устранять асимметрию тела (использовать ТСР);
    • Соблюдать режим ношения лонгеты и ортезов для руки:
2 раза по 2 часа в день 
Во время занятий ЛФК 
4 раза по 1,5 часа в день
На ночь 
    • Выполнять приемы детонизации (поперечный массаж и растягивание укороченных мышц);
    • Применять упражнения для улучшения контроля движения в суставах верхней конечности;
    • Активизировать антагонисты спастичных мышц;
    • Использовать медикаментозную терапию: общего действия (баклофен, сирдалут, мидокалм);
    • Локального действия: ботулинотерапию (вызывает снижение мышечного тонуса и увеличение пассивной амплитуды движения). Сочетание ботулинотерапии с эрготерапией дает прирост эффективности в восстановлении повседневной деятельности (одевание, туалет, ванна/душ, прием пищи).
    • Ежедневно выполнять Программу домашней реабилитации!
Упражнения Программы домашней реабилитации. 
Программа домашней реабилитации должна включать в среднем 10 упражнений. 
Занимайтесь 5 или 6 раз в неделю, в день по 30-40 минут. Каждое упражнение повторяйте не менее 5 раз. Первые движения всегда трудны, к третьему повтору делать упражнение становится легче. После 5-го повтора, возможно, вы почувствуете утомление. Если Вы устали, сделайте паузу отдыха, полежите или посидите 2-3 минуты, расслабив руку. Затем продолжите упражнения. 
Упражнения 
Перенос веса на выпрямленную руку.  
Исходное положение (И.П.) пациент сидит на кровати/диване без опоры под спину. Ноги согнуты в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под 900. Сильная рука расположена на бедре ладонью вверх, ни во что не упирается. Слабую руку помощник располагает рядом с пациентом, придерживая под локоть и за запястье. Пациент переносит вес на руку, надавливая ею на поверхность кровати/дивана. Помощник переставляет руку пациента так, чтобы она располагалась сбоку, а пальцы были направлены в сторону от пациента. Пациент переносит вес на руку, смещая тело ровно в сторону. То же, с переставленной рукой в сторону и назад (диагональ 450).  
Упор в плечо, давление прямой рукой и движение корпуса вперед или под углом 450. 
И.П. то же. Помощник сидит напротив пациента к нему лицом и, придерживая слабую руку пациента под локоть и кисть, помогает пациенту расположить слабую руку ладонью у себя на плече. Пациент надавливает на плечо помощника, выпрямляя локоть и делая движение туловищем вперед. Помощник отклоняется назад, сохраняя небольшое сопротивление надавливанию. Такие же движения делаются под углом 450 и 600 в соответствующих положениях помощника (он пересаживается вплотную к кровати).  
    Упор ладонями в табурет 
И.П. пациент сидит на кровати или диване. Ноги согнуты в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под 900. Край сидения приходится на середину бедра. Перед пациентом стоит табурет или стул. Помощник, придерживая руку под локоть и кисть, помогает расположить ладонь слабой руки на сидении табурета. Сильную руку пациент сам располагает симметрично на табурете. Помощник фиксирует кисть и поддерживает локоть. Пациент встает и переносит вес на руки, стараясь выпрямить ноги в коленных суставах. Оставив ладони расположенными на сидении, пациент садится, после этого помощник помогает ему перенести руку на бедро.  
    Опора на табурет только слабой рукой. Хлопок сильной рукой. 
И.П. то же. Перед пациентом стоит табурет или стул. Помощник, придерживая руку   
под локоть и кисть, помогает расположить ладонь слабой руки на сидении табурета. Сильную руку пациент сам располагает симметрично на табурете. Помощник фиксирует кисть и поддерживает локоть. Пациент встает и переносит вес на руки, стараясь выпрямить ноги в коленных суставах. Помощник фиксирует слабую руку за запястье и локоть. Пациент приподнимает сильную руку от поверхности сидения табурета и хлопает ею по сидению, опираясь на табурет только слабой рукой. 
Опора на табурет только слабой рукой. Сильная рука вытянута вперед. 
И.П. то же. Упражнение аналогично предыдущему. Пациент встает, переносит вес на руки. Помощник помогает удерживать слабую руку прямой. Пациент приподнимает сильную руку и вытягивает ее вперед, опираясь на табурет только слабой рукой, поддерживаемой помощником. Затем пациент садится, и только после этого помощник помогает перенести слабую руку на бедро. Пациент выпрямляется. 
Опора слабой рукой на табурет. Разворот тела в сильную сторону. 
И.П. то же. Упражнение аналогично предыдущему. Пациент встает, переносит вес на руки. Помощник помогает удерживать слабую руку прямой. Пациент приподнимает сильную руку и разворачивается в сильную сторону, поднимая руку к потолку, опираясь на табурет только слабой рукой, поддерживаемой помощником. Во время разворота туловища повернуть голову и посмотреть вверх на руку. Вернуться в положение с опорой обеими руками на табурет. Сесть. Помощник помогает перенести слабую руку на бедро. Пациент выпрямляется. 
    В положении лежа подъем рук, сцепленных в «замок».  
И.П. лежа на спине. Удерживая руки, сцепленные в «замок», пациент поднимает их вверх и тянет за голову. Возвращает в вертикальное положение, опускает на живот, не распуская «замок».  НЕ ДЕЛАТЬ ЭТО УПРАЖНЕНИЕ СИДЯ! 
    Поднимание мяча двумя руками. 
И.П. то же. Двумя руками (ладонями и мягкими пальцами) обхватить мяч диаметром 15 см, лежащий на животе. Если сам пациент пока не может расположить ладонь и пальцы плоско на мяче, ему помогает помощник. Пациент поднимет мяч в направлении потолка, удерживая его руками в ладонях симметрично с 2-х сторон. (помощник может помогать, придерживая пальцы на мяче, подталкивая локоть к выпрямлению и следя за симметричным расположением рук на мяче). Пациент 
следит за тем, чтобы пальцы не напрягались, а руки не скручивались. Если пальцы напрягаются – следует остановиться и опустить мяч обратно. 
    Опускание мяча на лоб. 
И.П. то же. Пациент самостоятельно или с помощью удерживает мяч двумя руками, следя, чтобы кисти симметрично и плоско располагались на мяче. Поднимает мяч в направлении потолка, выпрямляя локти, опускает мяч на лоб, симметрично сгибая локти, поднимает со лба; удерживая мяч выпрямленных руках опускает его в направлении ног на 450, вновь поднимает и опускает на живот, симметрично разводя локти в стороны. 
    Сидя потянуться мячом к спинке стула. 
И.П. сидя. Стопы стоят плоско на полу. Перед пациентом стоит стул. Пациент удерживает двумя руками мяч, лежащий на коленях. Приподняв мяч симметрично двумя руками, пациент дотягивается мячом до спинки стула, наклоняясь вперед с прямой спиной, и возвращается в исходное положение. 
    Опора двумя руками на табурет. Сильная рука фиксирует слабую руку.
И.П. сидя на кровати или диване. Перед пациентом стоит табурет. Пациент самостоятельно располагает кисть слабой руки на сидении табурета, помогая сильной рукой. Сильная рука фиксирует слабую руку, прижимая ладонью тыл кисти слабой руки. Пациент встает, сохраняя положение рук. Опираясь на руки, выпрямленные в локтях, переносит на них часть веса. Следит за выпрямлением локтя. 
    Прокатывание мяча вперед. 
И.П. стоя. Впереди перед пациентом находится фитбол. Верхний край мяча находится на уровне локтя пациента. Кисть слабой руки расположена на мяче, пальцы расправлены, ладонь прилегает к мячу. Выпрямляя локоть, пациент прокатывает мяч слабой рукой вперед (или по диагонали на 450), возвращает к себе, сгибая локоть.  
    Выпрямление руки между коленями с наклоном вперед. 
И.П. сидя, стопы стоят на ширине 25 см, колени чуть разведены. Сильной рукой пациент удерживает кисть слабой руки в положении с выпрямленными пальцами и разогнутой кистью. Опускает обе руки в направлении пола между ног так, чтобы локти, упираясь в колени, выпрямились. Сохраняя руку прямой с раскрытой кистью, осторожно переносит ее сильной рукой через колено и оставляет висящей вдоль тела. 
      Работа с предметами хватом сверху. 
И.П. сидя. Сбоку у ноги со слабой стороны на подставке 15-20 см стоит коробка/миска с предметами цилиндрической формы, диаметром 3-4 см. Пациент наклоняется к предметам, стараясь поднести к предметам МАКСИМАЛЬНО РАССЛАБЛЕННУЮ ДЛИННУЮ руку. Захватывает предмет пальцами, противопоставляя большой палец руки; выпрямляется, удерживая предмет; расслабляет кисть, позволяя предмету упасть, или перекладывает предмет в другую коробку, стоящую где это удобно. 
Если пальцы сжались, следует вернуться к предыдущему упражнению (№ 13), затем продолжить упражнение с предметами. 
    Работа с предметами (конусы, бутылочки) – хват сбоку сидя. 
И.П.сидя. Перед пациентом стоит табурет, на нем находятся конусы (пластиковые бутылочки из-под йогурта объемом 300 мл). Рядом, напротив слабой стороны пациента стоит низкая подставка высотой 15-20 см. Пациент захватывает стоящие на табурете предмет (конус/бутылочку) хватом сбоку, приподнимает предмет и переставляет его на подставку, разжимая пальцы.  
    Работа с предметами хват сбоку стоя 
И.П. стоя перед столом. На столе перед пациентом стоят предметы (конусы, бутылки, пластиковые стаканчики). Пациент захватывает предмет хватом сбоку, противопоставляя большой палец и переносит предмет на край стола со слабой стороны, вытягивая руку в сторону до прямого локтя и перенося вес на слабую ногу. Нужно следить за тем, чтобы пациент не наклонялся к предметам, а вытягивал к ним руку. 
    Переливание воды в чашку. 
И.П. стоя перед столом. На столе стоит пластиковая бутылочка с водой (объемом 300-500 мл) и чашка/пластиковый стаканчик. Удерживая бутылочку в слабой руке, пациент наливает плавным движением небольшое количество воды в чашку, разворачивает бутылочку горлышком вверх, ставит ее на стол, разжимая пальцы. 
Рекомендации: 
Используйте Вашу руку в повседневной жизни. Даже если пока в ней мало движений, возможно, Вы можете использовать ее для опоры, для поддержки, при открывании двери или включении света. Важно, чтобы у Вас была устойчивая привычка пользоваться рукой настолько, насколько это возможно в настоящий момент. 

Что не рекомендуется делать при наличии спастичности в руке: 
    1. Привязывать руку к плоскому лонгету (книга, фанерная «варежка» или «перчатка»). 
    2. Сжимать в кисти эспандер, мячик до тех пор, пока Вы не сможете полностью раскрыть кисть, разведя пальцы в стороны.   
    3. Заниматься упражнениями с гантелями или гимнастическими палками, вкладывая их в «больную» руку. Такие занятия увеличивают спастичность в руке и могут привести к болям в плече. 
    4. Тренировать захват мелких предметов (напр. собирать мозаику). 
    5. Цеплять руку за ходунки. А если требуется дополнительная поддержка при ходьбе, то нужно использовать многоопорную или обычную трость, держа ее в «здоровой» руке.  
    6. Поднимать согнутую в локте и отведенную руку. 
    7. Делать какие-либо движения, вызывающие значительную боль в плече или в других частях тела. 
 

Задать свой вопрос

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*
Вам нужна помощь?

Пожалуйста, свяжитесь с нами удобным для Вас способом