ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

18 Апреля 2020

Для того чтобы помочь дошкольнику лучше усвоить связи и отношения между предметами и явлениями в окружающей их действительности можно порекомендовать особый тип игр-занятий, в основе которых лежат действия экспериментирования, так называемые игры-экспериментирования. Эти игры подводят ребенка к познанию окружающего мира, физическую природу которых ребенок будет познавать значительно позже. В таких играх происходит накопление практического опыта под руководством взрослых.

Термин «экспериментирование» ввел Жан Пиаже. Обычно под ним понимают исследование объекта или ситуации. В экспериментировании наиболее ярко проявляется саморазвитие детей. Экспериментирование - это деятельность, которая является способом функционирования психики.

Игры-экспериментирования способствуют:
- развитию у ребенка познавательного интереса к окружающему миру, его любознательности;
- пониманию простейших причинно-следственных отношений в системе «действие-результат»;
- развитию познавательной активности ребенка, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;
- практическому ознакомлению ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формированию представлений о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира;
- развитию орудийных действий;
- развитию у детей стремления действовать со взрослым, вместе радоваться процессу игры;
- пробуждению речевой активности детей.

Хотелось бы отметить, что использование игр с элементами экспериментирования возможно в работе с дошкольниками разных категорий. Но особое внимание хотелось бы уделить детям с интеллектуальной недостаточностью, так как эти ребята не могут самостоятельно познавать мир.

Известно, что психическое развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он находится, чем развитие его нормально развивающихся сверстников, поэтому условия, в которых находится ребенок, должны быть фактически «провоцирующими» его развитие. (Л.Б. Баряева). Только специально организованное обучение позволяет достигать успехов в коррекции нарушении психического и личностного развития детей с интеллектуальным недоразвитием. При специально организованном обучении всегда ставятся коррекционно-развивающие задачи, к которым относятся физическое и моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, эстетическое развитие ребенка. Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе физического воспитания, формирования механизмов предметной и игровой деятельности, продуктивных видов деятельности, ознакомления с окружающим.

Основными условиями и факторами, способствующими продвижению психического развития детей с нарушением интеллекта, являются их собственная деятельность и сотрудничество взрослого с ними. При этом обучение должно иметь практическую направленность, поскольку доступная ребенку деятельность является, с одной стороны, источником знаний об окружающем мире, с помощью которого этот мир познается и преобразуется, а с другой – разные виды деятельности обеспечивают использование и закрепление умений, формируют социальный опыт ребенка (И.М. Бгажнокова).

Именно поэтому использование игр с элементами экспериментирования в коррекционной работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, приобретает особое значение. В ходе проведения таких игр ребенок активно включается в изучение окружающего мира: с помощью материалов он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, развить мускульную память.

Совместные действия ребенка и взрослого с предметом позволяют понять его свойства и функциональное назначение. Многократное повторение последовательности действий с предметом способствует формированию умения оперировать им, использовать в различных видах деятельности, производить аналогичные действия с другими предметами.
Действия ребенка с предметами требуют длительного контроля со стороны педагога, родителей. Показателем сформированности действий с предметом может служить умение ребенка самостоятельно и последовательно производить операции и действия с учетом ситуации и функционального назначения предмета.
Приведем примеры игр с элементами экспериментирования.

1. Игры с водой.

«Водичка - водичка»
Цель: закрепить первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о воде (прозрачная, течет, льется, журчит, нужна всем — и животным, и людям, и растениям, потому что воду пьют, водой умываются, в воде купаются). Использовать игры с водой для оздоровления ребенка, подчеркнуть целительные свойства воды. В процессе занятия целесообразно использовать малые фольклорные жанры (потешки, пестушки), раскрывающие отношение человека к воде, ее значимость для всего живого.
Материалы: репродукция к потешке «Водичка - водичка»" (можно использовать любую картинку, на которой изображен умывающийся ребенок). Прозрачный кувшинчик с кипяченой водой, прозрачные стаканчики (по числу участвующих). Кукла резиновая тазик игрушечный.
Ход игры: взрослый показывает ребенку картинку, на которой изображена умывающаяся девочка. Ребенок рассматривает ее две-три минуты. Отвечает на вопросы: «Кто изображен на картинке? Что делает?»

Затем взрослый читает потешку:
Водичка-водичка, Умой Тане (наше) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Взрослый обращается к малышу с вопросом, какую он видел водичку, когда умывался, мыл руки, купался. Если ребенок затрудняется с ответом, взрослый сам называет свойства воды: прозрачная, течет, льется, журчит, булькает и т. п.
Далее разыгрывается ситуация с куклой: ее умывают над игрушечным тазиком. Взрослый медленно льет воду, давая малышу возможность почувствовать слова: "вода прозрачная, течет".
«Какого цвета водичка?»
Цель: использовать игровую ситуацию для ознакомления малыша с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски — например, при рисовании кистью).
Материалы: гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой, белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей.
Ход игры: Взрослый обращает внимание ребенка на то, что у него имеется несколько красок, например красная, зеленая, синяя, желтая, На своем листе белой бумаги он пробует каждую краску, называет цвет, старается вызвать у ребенка интерес, промывает кисть в стаканчике с водой. Лист становится разноцветным. Ребенок запоминает название каждой краски.
Ребенок действует самостоятельно под руководством взрослого. Взрослый дает ему четыре краски и четыре стаканчика с прозрачной водой, тряпочку для вытирания кисти. Вначале малышу предлагается поработать, например, с красной краской. Ребенок наносит красную краску на белый лист, педагог показывает прием размывания краски. Ребенок закрашивает весь лист. Педагог обращает его внимание на то, что вода в стакане стала красной, особенно после того, как вымыли кисть. Красный листочек откладывается на просушку. Банка с крашеной водой ставится рядом: «Видишь, от краски вода становится цветной. Значит, вода умеет окрашиваться», — говорит педагог и предлагает попробовать другие цвета.
Аналогично проходит ознакомление с другими красками. После того как все листочки просохнут, взрослый собирает их в стопку, вниз кладет свои разноцветные листочки. Всю стопку вкладывает в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой.
Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и «шарики» меняют цвет: «Какого цвета шарик?», «А этот какой?» и т. д.

2. Игры со светом и тенью.

Ход этих игр-экспериментирований аналогичен играм с водой.
- игры в теневой театр (театр картинок и теней на стене) – у кого тень интереснее? Угадай, чья это тень? У кого длинная тень?
- «Прятки и поиски» (поиск спрятанных предметов в темноте с помощью фонариков).

3. Игры с ветром.

- «Поймай ветер» (твоя вертушка завертится).
- «Куда ветер дует» (используем таз с плавающими в нем корабликами).
- «Ветер теплый и холодный» (используем фен, который находится в руках педагога).
- «Сами делаем ветер» (используем султанчики).

4. Игры со звуками.

- «Погремушка» (какие предметы лучше звучат в коробочке и почему).
- «Звонкие бутылочки» (какой звук издаст молоточек, если ударить им по бутылочкам, наполненным песком, водой, другими материалами).
- «Что шуршит, что гремит» (узнать с закрытыми глазами предметы, издающие звуки: разрывание бумаги, пересыпание крупы, переливание воды и т.д.)

5. Игры с водой, льдом, снегом, красками.

- «Тонет – не тонет», «Тяжелый предмет - легкий» (предметы разного веса и текстуры в тазу с водой).
- «Льдинки» (окрашивание их в различные цвета для построек из снега).
- «Снежинки» (превращение снежинки в воду в ладошке).
- «Ледяные узоры» (замораживание предметов из воды и их рассматривание).

6. Игры со светом и зеркалом.

- «Поймай солнышко», «Солнечные зайчики» ( необходимы зеркало и солнечный луч).
- «Что отражается в зеркале».

7. Игры с песком.

- «Мокрый – сухой песок»
- «Следы на песке».
- «Домик из песка».

8. Игры – экспериментирования с живой природой.

- «Кормим рыбок в аквариуме».
- «Посадка лука».
- «Проращивание семян бобов или гороха».

9. Игры – экспериментирования с кулинарией.

- «Сварим куклам суп».
- «Сделаем куклам салат».

Текст подготовил: заместитель директора по психолого-педагогической реабилитации Шульженко Н.В.


Вам нужна помощь?

Пожалуйста, свяжитесь с нами удобным для Вас способом