Пожалуйста, свяжитесь с нами удобным для Вас способом
Развитие навыков мелкой моторики
22 Марта 2021
Когда мы говорим «мелкая моторика», мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз» (зрительно-двигательной координации), поскольку полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения.
![](/upload/iblock/890/pexels_photo_3933101.jpeg)
Развитие навыков мелкой моторики
Когда мы говорим «мелкая моторика», мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз» (зрительно-двигательной координации), поскольку полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения.
Особенности развития детей с синдромом Дауна, которые влияют на формирование навыков мелкой моторики:
-
анатомические особенности строения кисти и запястья,
-
сниженный мышечный тонус,
-
избыточная подвижность суставов, обусловленная чрезмерной эластичностью связок,
-
проблемы со зрением, которые мешают развитию координации "рука-глаз",
-
недостаточная устойчивость тела, связанная с ослабленным чувством равновесия.
Важно, перед упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики проводить массаж кистей и пальцев рук:
поглаживание, растирание, разминание кисти и пальцев рук, а также на начальных этапах пассивные, на более поздних этапах работы активные движения кистей рук.
Развитие кисти:
-
поворачивать кисти рук по кругу;
-
поднимать кисти рук верх – вниз;
-
сжать и разжать кулак.
Если ребенку сложно сделать самому по подражанию, тогда все виды операций взрослый делает совместно с ребенком. Упражнения делаются по 2-3 раза:
Упражнения по умению брать и опускать предметы
Сначала нужно использовать легкие, достаточно маленькие предметы, которые ребенок сможет легко удержать в руке (можно взять, например, мягкий поролоновый или тряпичный мячик, круглую губку для ванны).
Педагог кладет предмет ребенку в ладошку, подводит его руку к коробке, отпускает свою и его руку, чтобы предмет упал в коробку.
Когда ребенок научится держать и отпускать такие легкие предметы без помощи взрослого, ему предлагают взять вещи разных размеров и разной степени твердости (например, кубики, игрушечные карты, прищепки для белья), каждый раз по одному предмету.
Важно учить ребенка брать предметы различными приемами.
Учить ребенка брать предметы в кулак (маленькие игрушки, бобы, камешки, фасоль и т.д.).
Учить ребенка брать предметы приемом «плоскогубцы» (все пальцы руки должны быть вытянуты). Ребенок берет такие предметы как книга, блокнот, тетрадь. Причем сначала берет из рук взрослого, а потом уже со стола.
Учить ребенка брать предметы приемом «пинцет» (выполняется вытянутым указательным и большим пальцами). Ребенок бросает монету в тарелочку, поднимает лист бумаги, собрать спички в коробку, перекладывает фасоль.
Учить детей захватывать щепотью сыпучие материалы (перловая, манная крупа, речной песок), высыпая в различные емкости.
Развиваем силу, координацию пальцев рук и согласованность действий обеих рук:
-
ломание тонких палочек на маленькие кусочки;
-
сжимание мячика, сжимание пластилина;
-
катание карандаша ладонью по дощечке, катание карандаша между ладонями, катание карандаша между большим и остальными пальцами;
-
мять бумагу (разной толщины),
-
нанизывать бусы и снимать бусы со шнурка;
-
расстегивать и застегивать молнию, «липучки».
Желаем успехов в достижении результата!