Развитие навыков мелкой моторики

22 Марта 2021

Когда мы говорим «мелкая моторика», мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз» (зрительно-двигательной координации), поскольку полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения.

Развитие навыков мелкой моторики

Когда мы говорим «мелкая моторика», мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз» (зрительно-двигательной координации), поскольку полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения.

Особенности развития детей с синдромом Дауна, которые влияют на формирование навыков мелкой моторики:

  •  анатомические особенности строения кисти и запястья,

  •  сниженный мышечный тонус,

  •  избыточная подвижность суставов, обусловленная чрезмерной эластичностью связок,

  •  проблемы со зрением, которые мешают развитию координации "рука-глаз",

  •  недостаточная устойчивость тела, связанная с ослабленным чувством равновесия.

Важно, перед упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики проводить массаж кистей и пальцев рук:

поглаживание, растирание, разминание кисти и пальцев рук, а также на начальных этапах пассивные, на более поздних этапах работы активные движения кистей рук.

Развитие кисти:

  •  поворачивать кисти рук по кругу;

  •  поднимать кисти рук верх – вниз;

  •  сжать и разжать кулак.

Если ребенку сложно сделать самому по подражанию, тогда все виды операций взрослый делает совместно с ребенком. Упражнения делаются по 2-3 раза:

Упражнения по умению брать и опускать предметы

Сначала нужно использовать легкие, достаточно маленькие предметы, которые ребенок сможет легко удержать в руке (можно взять, например, мягкий поролоновый или тряпичный мячик, круглую губку для ванны).

Педагог кладет предмет ребенку в ладошку, подводит его руку к коробке, отпускает свою и его руку, чтобы предмет упал в коробку.

Когда ребенок научится держать и отпускать такие легкие предметы без помощи взрослого, ему предлагают взять вещи разных размеров и разной степени твердости (например, кубики, игрушечные карты, прищепки для белья), каждый раз по одному предмету.

Важно учить ребенка брать предметы различными приемами.

Учить ребенка брать предметы в кулак (маленькие игрушки, бобы, камешки, фасоль и т.д.).

Учить ребенка брать предметы приемом «плоскогубцы» (все пальцы руки должны быть вытянуты). Ребенок берет такие предметы как книга, блокнот, тетрадь. Причем сначала берет из рук взрослого, а потом уже со стола.

Учить ребенка брать предметы приемом «пинцет» (выполняется вытянутым указательным и большим пальцами). Ребенок бросает монету в тарелочку, поднимает лист бумаги, собрать спички в коробку, перекладывает фасоль.

Учить детей захватывать щепотью сыпучие материалы (перловая, манная крупа, речной песок), высыпая в различные емкости.

Развиваем силу, координацию пальцев рук и согласованность действий обеих рук:

  •  ломание тонких палочек на маленькие кусочки;

  •  сжимание мячика, сжимание пластилина;

  •  катание карандаша ладонью по дощечке, катание карандаша между ладонями, катание карандаша между большим и остальными пальцами;

  •  мять бумагу (разной толщины),

  •  нанизывать бусы и снимать бусы со шнурка;

  •  расстегивать и застегивать молнию, «липучки».

Желаем успехов в достижении результата!


Вам нужна помощь?

Пожалуйста, свяжитесь с нами удобным для Вас способом