РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

9 Декабря 2021

Сформированность уровня мелкой моторики играет важную роль в развитии у детей. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста. Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц рук.

По научным данным, большая часть коры головного мозга отведена мелким движениям рук, в том числе и кистей. Мелкая моторика оказывает влияние на развитие мышления, памяти, воображения, внимания, логики, наблюдательности, усидчивости, координации движений.

Педагоги и психологи рекомендуют родителям заниматься с детьми раннего возраста ежедневно специальными упражнениями, играми, которые укрепляют пальцы рук, способствуют формированию захвата, развивают согласованные движения рук, графические навыки.

Развивать мелкую моторику детей можно различными способами. Перечислим некоторые из них: массаж, пальчиковые игры, игры с предметами мелкого размера, ручные тренажёры, занятия изобразительным искусством и т.д.

В связи с выше сказанным особенно важно развивать двигательную активность пальцев рук у детей с ДЦП.

Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья сложен: проблемы речи, задержка психического развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, проблемы в эмоционально-личностном развитии и др. Педагогам, необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь познать свое «Я», раскрыть его, подготовить их к миру взрослых, чтобы полноценно существовать и взаимодействовать в нем.

Один из способов развития – это рисование. Рисование помогает познать окружающий мир в цвете, ощущениях, показать его в своем восприятии. С помощью рисунков дети выражают свои переживания и впечатления. Занятия изобразительной деятельностью побуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают у детей чувство прекрасного, формируют трудолюбие, усидчивость, развивают восприятие, мышление, внимание, воображение и мелкую моторику.

В изобразительной деятельности можно использовать нетрадиционные техники рисования, которые являются наиболее доступными и привлекательными особенно для детей с ДЦП. Эти способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение заданий.

«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передавать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают возможность удивиться и порадоваться миру» [6].

Существует много техник, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Необычные материалы и оригинальность изображения привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя»  - можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.

Основными нетрадиционными техниками являются: пальчиковое рисование, рисование ладошкой, восковые мелки или свеча + акварель, отпечатки, тампонирование, шаблонография, кляксография, точечный рисунок.

Пальчиковое рисование вызывает у детей радостное и позитивное настроение. Как тут ему удержаться от соблазна и не опустить палец в баночку с краской, которую он облюбовал?   Раз уж палец в краске, то интересно оставить и свой отпечаток на чем-нибудь. Не зря говорят, что ум находится на кончиках пальцев. А пальцами ребенок обхватил уже большую кисть. И как рабочий – экскаваторщик зачерпывает ковшом грунт, так и ребенок зачерпнул из баночки краску и ищет площадку куда – высыпать. Рисование пальчиками – это хороший массаж. Ребенок творит и приносит себе пользу.

В нетрадиционной технике рисования дети с ограниченными возможностями здоровья, могут пользоваться не только карандашом, кистью, краской, но и свечой. Свеча – это водоотталкивающий материал, как и восковой мелок. Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.

Дети штрихуют, закрашивают рисунок, печатают листьями и штампами из картофеля, моркови. Возможно рисование жесткой кистью или ватной палочкой, применяя прием тычкования. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по готовому контуру, изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое.

Дети используют в работе комочки из бумажных салфеток или поролона. Такая техника называется – тампонирование. Процесс рисования: ребенок легким прикосновением к бумаге, после того как набрал краску на тампон, рисует что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, (облако, одуванчики, кошку и др.). Дети с удовольствием используют эту технику с техникой «Трафарет». Трафарет прижимается к листу бумаги, обводится по контуру частыми и легкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимается. Чудо! Четкий и пушистый остался на бумаге зайчик, лиса, котенок…

На основе техники рисования «Кляксография» лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получается спонтанное изображение. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальными образами. Очень похожая техника на кляксографию – это раздувание краски. При помощи коктейльной трубочки ребенок раздувает пятно из краски в разные стороны. В итоге ребенок дорисовывает детали, изображаемого объекта фломастером или кистью. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.

Рисование ладошкой можно создавать яркие и оригинальные шедевры. Шлеп – и отпечаток готов! Добавим несколько деталей, отпечаток ладони превращается в осьминога, белого медведя или голову петуха.

Ребенок выражает себя, как может, рисует то, что у него на душе. Море – значит, работает над волнами, если небо – работает над облаками.

Таким образом, использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, у детей с ДЦП наблюдается положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений, внимание становится более устойчивым. Формируются навыки работы мелкой моторики рук.

Список литературы:

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 1999.

2. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества- М.: Т.Г. Казакова Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

3. Назарова В.В. Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования // https://multiurok.ru/files/razvitiie.

4. Овчинникова И. Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей с ограниченными возможностями здоровья //

https://www.maam.ru/detskijsad/-razvitie-melkoi-motoriki-ruk-cherez.

5. Пономарева Ю.Н. Нетрадиционные материалы и техники рисования // https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/04/18/netraditsionnye-materialy-i.

6. Шклярова М. Рисуем в нетрадиционной технике // Дошкольное образование, 1995, №11.

Вам нужна помощь?

Пожалуйста, свяжитесь с нами удобным для Вас способом