Занятия с дефектологом

Создание особой развивающей среды, предоставляющей возможность самостоятельного и свободного выбора предметов и игрушек и действий с ними. Идея Марии Монтессори: «Помогите ребенку сделать это самому». Задачей педагога является использование всех доступных средств для развития независимости, чувственного восприятия ребят, особое внимание уделяя осязанию. Педагог с уважением относиться к выбору ребенка и создает для него среду, в которой будет комфортно развиваться. Педагог в процессе обучения соблюдает нейтралитет и выступает наблюдателем, помогая ребенку лишь, если тот сам обратиться к нему с просьбой об этом.

Главный элемент авторской педагогики – развивающая среда: все оборудование и мебель должны строго соответствовать росту, возрасту, пропорциям ребенка. Ребята должны самостоятельно справляться с необходимостью перестановки предметов в комнате, при этом делать это максимально тихо, чтобы не мешать другим. Учебные пособия находятся на уровне глаз учеников, чтобы они могли использовать их без помощи взрослых.

Развивающая среда делится на несколько зон, для каждой из которых предусмотрены определенные материалы для занятий. У нас в кабинете это зоны:

  • сенсорная;

  • языковая;

  • математическая.

Сенсорная зона

В данной части используются материалы для развития сенсорного восприятия, с помощью которых малыш также тренирует мелкую моторику. Использование этих вещей готовит ребят к знакомству с разными предметами, преподающимися в школе. В зоне сенсорного развития используются:

  • звонки, шумовые цилиндры;

  • наборы блоков с цилиндрами-вкладышами, коричневая лестница, розовая башня, пр.;

  • цветные таблички;

  • таблички разного веса (учат различать массу предметов);

  • коробочки с запахами;

  • теплые кувшины;

  • шершавые таблички, клавишная доска, разные типы тканей, доска для ощупывания;

  • сортеры, сенсорные мешочки, биологический комод, конструктор;

  • вкусовые баночки.

Зона математики

Эта часть помещения связана с сенсорной: кроха сравнивает, упорядочивает, измеряет предметы. Такие материалы, как штанги, розовая башня, цилиндры отлично готовят к усваиванию математических знаний. В данной зоне предполагается взаимодействие с конкретным материалом, что облегчает усвоение математики. С этой целью используют:

  • конструктивные треугольники, геометрический комод;

  • цепочки из бусин (помогают изучать линейные числа);

  • цифры, числовые штанги из шершавой бумаги, веретена (нужны для самых маленьких, которые еще не знакомы с числами от 0 до 10);

  • башня из разноцветных бусин (знакомят ребенка я числами от 11 до 99);

  • числовой и золотой материал из бусин (при их комбинировании ребят учат десятичной системе);

  • таблицы математических действий, марки.

Языковая зона

Материалы, которые используются в части сенсорного развития способствуют речи малыша, поэтому эти 2 зоны тоже тесно связаны между собой. Педагоги, которые работают в детских садиках и развивающих центрах по методике Монтессори, ежедневно предлагают ребятам игры и упражнения на развитие речи, следят за правильным произношением и использованием слов. При этом используются различные ролевые и творческие игры, где малыши учатся сочинять рассказы, описывать действия и предметы, пр. Для отработки навыков чтения и речи применяют:

  • книги;

  • рамки для штриховки;

  • буквы из шершавой бумаги;

  • коробочки с фигурками для интуитивного чтения;

  • подвижный алфавит;

  • подписи к предметам;

  • карточки с изображением разных предметов;

  • металлические фигурки-вкладыши. 

Вопросы и ответы

Кто такой дефектолог?
Дефектологами являются педагоги, специализирующиеся на работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. Дефектологи занимаются обучением и воспитанием детей, имеющих особенности в развитии. В своей работе они используют различные средства, направленные на коррекцию и компенсацию недостатков.
Нужен ли ребенку дефектолог?

Дефектолог – специалист, который работает с детьми с физическими и психическими (психологическими) недостатками. Цель его работы – максимально возможное развитие и адаптация таких детей в социальной, учебной, бытовой и других сферах.

Дефектолог осматривает ребенка, путем диагностики выявляет имеющиеся нарушения, проводя консультацию с родителями, выясняет обстоятельства, при которых возникло и развивалось заболевание. Все это позволяет точно определить характер отклонения и выбрать направление для целенаправленной коррекции.

Помощь дефектолога: когда она необходима?

Прежде всего сопровождение дефектолога необходимо детям, у которых диагностированы такие патологии:

  • Ранний детский аутизм, выражающийся нарушением социальных взаимодействий, стереотипностью поведения, проблемами при контактировании с окружающими.
  • Детский церебральный паралич – группа расстройств двигательного характера, формирующихся по причине повреждения структур мозга в перинатальном периоде.
  • Задержка психического развития, возникающая как результат внутриутробных инфекций, патологий беременности, недоношенности, родовых травм, т. д. Нарушения интеллекта здесь носят легкий характер, но затрагивают одновременно речь, память, восприятие, внимание, мышление.
  • Умственная отсталость – врожденные или приобретенные особенности, сопровождающиеся нарушением интеллекта, речи, моторики, эмоционально-волевой сферы.
  • Речевые расстройства, спровоцированные нарушениями слуха и зрения.
  • Любые нарушения психики.
Чем отличается логопед от дефектолога?

Основная сфера деятельности логопеда:

  • работа над невербальными средствами общения;
  • постановка, дифференциация, автоматизация звуков;
  • работа над грамматическим строем и связной речью.

Основные задачи дефектолога:

  • Развитие психомоторики и сенсорных процессов.
  • Формирование пространственно-временных отношений.
  • Умственное развитие. Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как внимание, восприятие, память, мышление.
  • Нормализация ведущей деятельности возраста.
  • Формирование представлений о предметах и явлениях.
  • Обогащение словаря и развитие связной речи.
  • помощь в адаптации детей к детскому саду и школе.
Вам нужна помощь?

Пожалуйста, свяжитесь с нами удобным для Вас способом