Пожалуйста, свяжитесь с нами удобным для Вас способом
Логопедические занятия
На логопедических занятиях ведется работа по развитию мелкой и артикуляционной моторики, по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического и звукового слуха, речевого дыхания, слоговой структуры слова. На занятиях используется наглядный материал, дидактические и компьютерные игры.
На занятиях по развитию речи ведется работа по обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи, дети учатся слышать и понимать речь взрослого, уметь отвечать на вопросы, высказываться.
Занятия по коррекции речи посещает примерно 50-60% детей. На логопедических занятиях ведется коррекционная работа по разным направлениям. Это обогащение словарного запаса по лексическим темам, развитие грамматического строя речи, фонематического восприятия, формирование слоговой структуры речи, развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, коррекция звукопроизношения. Занятия проводятся в игровой форме, используются технические средства обучения: развивающие компьютерные игры, коррекционные программы. У 70 % детей наблюдается положительная динамика: обогащается словарный запас, улучшается фонематическое восприятие, автоматизируются вновь поставленные звуки.
Логопедический массаж
Примерно 30% детей посещают логопедический массаж. В основном это дети с задержкой речевого развития и дети с тяжелыми нарушениями речи. Логопедический массаж эффективен на всех этапах логопедической работы. Он предназначен для активизации мышц артикуляционного аппарата и стимуляции центральных речевых зон. После курса нормализуется мышечный тонус, увеличивается подвижность артикуляционного аппарата, уменьшается слюнотечение, снижаются гиперкинезы (непроизвольные движения), появляются первые звуки, слова.
По завершению курса реабилитации родители получают консультацию и рекомендации.
Вопросы и ответы
Когда ребенок впервые начинает говорить, счастью родителей нет предела. Как считают многие мамы, чем раньше это происходит, тем лучше. Однако стоит понимать, что каждый ребенок развивается по-разному и возраст, когда ребенок начинает говорить, может сильно отличаться между детьми погодками. От чего зависит то, когда ребенок начинает впервые говорить и до какого возраста отсутствие речи является нормой? В первый год жизни ребенка речь только начинает формироваться. От невнятных криков и мычания речь постепенно трансформируется в слоги, понятную мимику и интонацию. Если сын подруги уже говорит в год, произносит четкие и ясные слова, а ваша дочка только знает слово «дай» — это не повод волноваться. Полностью речь формируется до 3 лет, а то как это происходит до этого возраста — сугубо индивидуально.
Считается, что девочки развиваются гораздо быстрее, чем мальчики, поэтому и говорить они начинают гораздо быстрее. Но это не значит, что это обязательный канон и так должно быть всегда. Как ни крути, речь — это не генетическая наследственность, а именно навык, поэтому от родителей зависит то, насколько хорошо и быстро ребенок освоит речь.
Зачастую дети плохо говорят в семьях, где ребенка игнорируют и не пытаются с ним общаться, аргументируя это тем, что он совсем маленький. Но это большая ошибка. Глядя на родителя, малыш пробует копировать мимику, интонацию, использует разные слоги. Обязательно разговаривайте с ребенком, показывайте ему предмет и медленно произносите его название. Не нужно торопиться при этом и использовать «мудреные» сложные конструкции, которые ребенку сейчас совсем ни к чему. При этом должен выдерживаться зрительный контакт, чтобы это было похоже на заинтересованный разговор.
Помогают при становлении речи легкие детские сказки с картинками, чтобы малыш мог сопоставлять в своей голове название предмета и его внешние признаки. Это те самые книжки, где петушок говорит «ку-ка-ре-ку», коровка «му-му», а кошечка — «мя-у».
Постепенно, примерно в 2-3 года просыпается большая потребность узнавать все вокруг и в малыше просыпается «почемучка». Ведь теперь он способен спросить что-то у мамы. Начинается увлекательное познание мира не только с помощью осязания, вкуса и зрения, но и с помощью слов. Главное поддерживать этот интерес малыша и не в коем случае не пытаться его остановить и, тем более, заткнуть. Конечно, 1000 вопросов почемучки могут не слабо надоесть, но для ребенка это крайне важно — стоит это понимать.
Чтобы развивать речь ребенка каждый день, воспользуйтесь этой небольшой памяткой, которая будет стимулировать ребенка учиться говорить.
-
На прогулке обязательно обсуждайте то, что вы видите: «какое зеленое дерево, а это магазин, вот детский садик, травка зеленая и т.д». Примитивно и очевидно, но не для малыша.
-
Чаще выходите гулять в парки, где есть различные интересные предметы. Посмотрите на озеро, обсудите лебедей, которые плавают по нему. Послушайте пение птиц, скажите их название.
-
Отвечайте на вопросы ребенка, старайтесь давать легкие и понятные ответы.
-
Читайте книжки, давайте малышу полистать книгу, рассмотреть картинки и буквы, слушайте песни и стихи.
-
Ребенку постарше следует начинать учить стихи — польза от них колоссальная.
Возраст малыша | Навыки речевого общения |
---|---|
от 0 до 8 недель | Крик, плачь и мычания — способ сообщить о том, что есть какой-то дискомфорт |
от 1 до 3 месяцев | Появляется мимика, первая улыбка и хохот. Это означает, что дыхательные органы правильно развиваются. |
от 2 до 5 месяцев | Протяжные звуки, немного нараспев. |
от 4 месяцев | Эмоциональное реагирование на знакомые вещи и предметы. Веселье от общения. |
от 5 до 6 месяцев | Появляются первые слоги — ма, му, па, ба. |
От 7 месяцев | В речи появляется интонация. Набор слогов со схожей интонацией с речью взрослого человека. |
От 12 месяцев | Появляются простые короткие слова, самые необходимые: на, дай, мам и т.д. Около 10-12 слов. |
От 2 лет | Ребенок начинает составлять предложения, простые, но понятные. Появляются прилагательные. |
От 3 лет | Малыш способен запоминать простые стихи. Составляет сложные предложения. |
Первая реакция новорождённого малыша — это крик. После он трансформируется в гуление — издавание отдельных звуков. К полугоду младенец уже вовсю лепечет, т. е. произносит подобия слогов. Он уже может с их помощью выражать свои требования и желания.
-
Первый этап активной речи начинается с года. К этому времени малыш начинает произносить отдельные слова, связывать их в простые предложения. Нарастает словарный запас, к полутора годам дети начинают составлять фразы из четырёх слов.
-
В 2−3 года малыш уже активно общается со сверстниками. Его речь далека от идеала, он проглатывает части слов и не выговаривает половины звуков, но способен запоминать простые стихи.
-
В три года появляются свистящие звуки [С], [С'], [З], [З'], [Ц], но они не всегда чисто произносятся — это нормально.
-
В четыре года появляются шипящие звуки [Ж], [Ш], [Ч'], [Щ'], дети легко формулируют свои мысли и ведут со взрослыми полноценные диалоги, которые ограничены лишь их уровнем знаний об окружающем мире.
-
В пять-шесть лет появляются самые сложные звуки — сонорные. К ним относят [Р], [Р'], [Л], [Л']. Дети всё лучше овладевают речью, уже почти не допускают в ней ошибок. В их словарном запасе около 2 тысяч слов.
-
К семи годам малыш выговаривает все звуки русского языка и произносит их правильно. Активно пересказывает по картинкам, легко меняет интонацию и использует в общении около 3500 слов.