Индивидуальная программа ранней помощи (ИПРП)разрабатывается на основании результатов углубленной оценки развития и функционирования, эмоционального и поведенческого благополучия ребёнка и, влияющих на них факторов, совместно с родителями.
Условием оказания услуг ранней помощи является обязательное участие родителя (законного представителя) ребёнка на всех этапах реализации Программы.
Продолжительность реализации ИПРП и регулярность занятий зависит от индивидуальных потребностей ребёнка и семьи и составляет 3 месяца. Направления работы логопеда Службы ранней помощи:
проведение углубленной диагностики по МКФ;
развитие доречевых средств общения (формирование и развитие фиксации взгляда на предметах и объектах, развитие слухового восприятия и внимания, развитие пространственного восприятия и ощущения собственного тела в пространстве, формирование и развитие невербальных средств общения);
вызывание и развитие речи (создание предпосылок к взаимодействию и общению, развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие речевого дыхания, обогащение и активизация пассивного и активного словаря, своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития, коррекция нарушений звуковосприятия);
формирование и развитие навыков общения;
развитие познавательной сферы.
Направления работы дефектолога Службы ранней помощи:
проведение углубленной диагностики по МКФ;
формирование и развитие зрительного прослеживания, представления о постоянстве предметов, слуховой локализации и восприятия пространства;
формирование и развитие навыков самообслуживания, в том числе базовых навыков (жевания, глотания);
формирование познавательной активности;
развитие мелкой моторики (формирование захватов: кулак, щепоть, пинцет);
развитие манипулятивной деятельности с предметами;
формирование игровой деятельности;
формирование понятий и представлений об окружающем мире;
компенсация нарушений и расстройств чувственной интеграции ребенка, базальная стимуляция;
развитие коммуникативной деятельности.
Направления работы педагога-психолога Службы ранней помощи:
установления контакта, формирование доверительных отношений, безопасных границ;
управление стрессом и поведением;
развитие навыков социального взаимодействия;
развитие восприятия;
формирование навыков самообслуживания;
развитие эмоционально-волевой сферы;
формирование и развитие игровых навыков;
обучение детей играть, соблюдая правила и границы другого человека;
социально-психологическая адаптация детей к группе сверстников.
Работа педагога-психолога с родителями:
работа горя, принятие ребенка;
профилактика эмоционального выгорания родителей;
повышение родительских компетенций и укрепление привязанности;
психологическая помощь и поддержка;
обучение родителей игровому взаимодействию с ребенком;
консультирование родителей по вопросам развития и воспитания.
Направления работы инструктора по ЛФК Службы ранней помощи:
проведение углубленной диагностики мобильности по МКФ;
коррекция и профилактика контрактур и образования вторичных осложнений основного заболевания;
нормализация мышечного тонуса;
укрепление мышечного корсета;
развитие и формирование возрастных двигательных умений (переворачиваться, садится, сидеть, вставать на четвереньки, ноги, перешагивать, подниматься по лестнице и т.д.), развитие координации.
Социально-медицинские услуги:
суставная гимнастика;
динамическая проприоцептивная коррекция (ДПК) с использованием лечебных нагрузочных костюмов «Атлант»;
механотерапия с использованием тренажёра «МОТОмед»;
кинезиотейпирование;
Бобат-терапия;
Войта-терапия.
На занятиях родителей обучают, как правильно в домашних условиях ребенка позиционировать, выполнять специальные упражнения.