Бобат-терапия

Бобат-терапия – это нейро-развивающее лечение, которое восстанавливает мышечный тонус и стимулирует развитие правильной моторики. Конечной целью Бобат-терапии является формирование правильной схемы движения и применение полученных навыков в повседневной жизни.

Понятие о Бобат-терапии

Бобат-терапия – это нейро-развивающее лечение, которое восстанавливает мышечный тонус и стимулирует развитие правильной моторики. Конечной целью Бобат-терапии является формирование правильной схемы движения и применение полученных навыков в повседневной жизни. Сначала оно было применено только для детей, но сейчас активно применяется и у взрослых физиотерапевтами и врачами лечебной физкультуры в стадии реабилитации после инфаркта.

История появления Бобат-терапии

Методика лечения была разработана немецкой семьей, переехавшей в Англию в тридцатых годах прошлого века, Бертой и Карлом Бобат. Физиотерапевт Берта Бобат предложила практически совершенно новый поход в лечении больных ДЦП детей, а ее муж нейрофизиолог обосновал его теоретически. Они создали реабилитационный центр для детей, страдающих детским церебральным параличом, и применили свою систему специальных восстановительных занятий. Для каждого конкретного больного ребенка предназначается индивидуальная схема упражнений. Эта система стала называться нейро-развивающей терапией или по фамилии авторов -«Бобат-терапией». Бобат-терапия оказала большое влияние на развитие основных принципов реабилитации при детском церебральном параличе.

Суть методики Бобат-терапии

Основа метода заключается в том, что люди, потерявшие свои двигательные функции в результате болезни или травмы, могут их восстановить благодаря правильному лечению. Врачи стимулируют определенные движения разными упражнениями, растягивая короткие мышцы и укрепляя слабые, расширяя амплитуду движения суставов, то есть Бобат-терапия- это серия приемов, которая помогает бороться с мышечной спастичностью и постепенно заменить патологические рефлексы и движения на естественные, чтобы в дальнейшем их закрепить.

В больницах и центрах по реабилитации спациентом работает команда специалистов – невролог, психолог, методист, ортопед, врач ЛФК, эрготерапевт и специалист по Бобат-терапии. Врачи пытаются вовлечь в движениекак можно больше частей тела, чтобы расширить диапазон их функций.В качестве стимула к движениям у детей применяется игра. Если у пациента будет сильная мотивация, заинтересованность, то эффект от лечения будет сильнее и быстрее. Поэтому в детской практике широко применяются валики, качели, игрушечные машинки, гимнастические большие мячи, маты и другие разные приспособления с подручным материалом.

Показания к применению Бобат-терапии

  • Детский церебральный паралич (ДЦП).
  • Двигательные нарушения в результате черепно-мозговой травмы, электротравмы, перенесенного энцефалита и полиомиелита.
  • Дефекты развития позвоночного столба.
  • Врожденные вывихи бедра.
  • Задержка психо-моторного развития.
  • Синдром двигательных нарушений (дискинетический синдром, синдром мышечной гипотонии, пирамидная недостаточность).
  • Моторная дисфункция у детей с врожденными пороками развития.

Противопоказания к применению Бобат-терапии.

  • Эпилепсия в приступном периоде.
  • Выраженные психические расстройства.
  • Острые воспалительные процессы в организме.
  • Лихорадка.

Положения Бобат-терапии

Положения Бобат–терапии совпадают с принципами Войта-терапии. Важно понять, что мешает ребенку выполнять определенные действия и оценить его физическое состояние перед лечением.

Лечение должно быть адаптированным к повседневной жизни (это скорее не лечение, а образ жизни).

Все движения при Бобат-терапии не должны быть болезненными.

Упражнения должны выполняться медленно под присмотром инструктора или родителей, обученных технике Бобат-терапии, в доброжелательной и спокойной атмосфере.

Упражнения назначаются врачом после тщательного обследования пациента и точного выявления его способностей выдерживать динамические и статические нагрузки.

Каждое упражнение во время сеанса выполняется 4-5 раз, сеансы проходят не менее 3 –х раз в неделю, идеально – 3 раза в день (причем, круглогодично).

По мере отработки навыков упражнения постепенно усложняются, но это должно происходить после консультации с врачом и повторной оценки функциональных возможностей больного.

Чем раньше начато лечение, тем эффект будет лучше.

Лечение уменьшает неравномерность мышечного напряжения, ребенок выводится из состояния пассивности и учится владеть своим телом в произвольных движениях. Бобат-терапия также является отличной профилактикой контрактур и других деформаций суставов. Эта техника сейчас применяется не только у детей всех возрастных периодов с нарушениями двигательного аппарата, но и у взрослых после инсультов.

Вопросы и ответы

Рекомендации для родителей по обучению детей игре

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ

Часто дети с ограниченными возможностями не умеют играть. У них не возникает замысла игровой деятельности, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Проявить живой интерес к чему-либо, воссоздать несложную жизненную ситуацию они не могут. Ваша задача – научить ребенка играть. Игра важна не только потому, что ребенок интересно проводит свободное время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления и т.д.), развивается его эмоционально-волевая сфера.

Какими бы ни были размеры вашей квартиры, обязательно отведите ребенку специальный уголок, где на коврике расставьте игрушечные мебель, разложите посуду, предметы быта, одежду и т. д. Чтобы привлечь внимание малыша, подберите яркие, красочные предметы. Играя вместе с ним, вы заметите, что у него возникает желание высказаться, проявить чувства. Поддержите его желания и инициативу. Например, медвежонок вывалился из машины – его надо пожалеть, приласкать; лошадка долго скакала – ее необходимо напоить водой, накормить. В течение дня как можно больше времени играйте с ребенком, периодически меняйте игрушки, чтобы поддерживать к ним интерес.

Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, содержать их в порядке, убирать на место. Когда он еще слишком мал, убирайте игрушки сами, а малыш пусть их подает. Со временем ребенок все будет делать сам, но под вашим контролем и руководством. И наконец, когда вы научите его всему необходимому, он справится с заданием самостоятельно. Если ребенок знаком с хозяйственно-бытовым трудом членов семьи, его заинтересует игра «Кому что нужно?». Предложите подобрать картинки с изображением тех предметов, которые потребуются матери для приготовления обеда (продукты, кухонная посуда, мясорубка), отцу в работе по дому (молоток, пила, гвозди), бабушке при вязании (спицы, моток шерсти) и т.д. В игровой форме вам будет проще познакомить ребенка с цветом, формой, величиной предметов, привить навыки пространственной ориентировки. Если вы знакомите малыша с цветом предметов, то попросите его сначала разложить предметы на две группы и объясните значения слов «цвет», «такой же», «разные». Материалом послужат цветные палочки или карандаши: красный – синий, желтый – зеленый, синий – белый и т.д.

У ребенка может вызвать интерес раскладывание палочек двух цветов в разные стороны. Сначала покажите малышу, как это делается, не забывая

одновременно спрашивать, куда положить предмет того или иного цвета. Например, вы показываете ребенку желтую палочку и спрашиваете его: «Где лежит палочка такого же цвета? Куда ее положить?» Ребенок отвечает или чаще всего указывает жестом. Вы кладете желтую палочку рядом с желтыми и поясняете, что они одинаковые. Так раскладываются несколько пар палочек. Далее ребенок, по возможности самостоятельно, показывает, куда надо положить палочки. Помните, что занятия по ознакомлению с цветом следует проводить при естественном освещении. Пособия размещайте на белом фоне. Если вы используете карандаши, то лучше, чтобы они были незаточенными. Желательно, чтобы ребенок научился группировать карандаши (палочки) двух цветов. Если малыш не может выполнить задание, то вместе с ним раскладывайте карандаши и палочки. Как правило, дети с недостатками развития неуклюжи, поэтому в режиме дня отведите определенное время подвижным играм. Приучайте ребенка лазать, бегать, ходить по выложенным на полу из веревок квадрату, кругу, различным линиям. Такие занятия помогут координации движений, восстановят нормальную походку. Научите малыша бросать мяч, доставать различные вещи, находящиеся в труднодоступных местах (встать на стул и достать со шкафа куклу). Постепенно, по мере развития ребенка, игры усложняйте, увеличивая расстояния пробега, число играющих.

Ребенок с ограниченными возможностями, как и любой другой, нуждается в контактах со сверстниками. Если в семье есть еще дети, это, как правило, благоприятно отражается на малыше, он легче общается с окружающими. Если у него братьев и сестер нет, то он нередко лишается детского общества. В этом случае познакомьте сына или дочь со здоровым ребенком младшего возраста и постарайтесь организовать их совместную игру. Старайтесь вовлечь его в игру с другими детьми.

Родительские ожидания и личность ребёнка

Родительские ожидания и личность ребёнка

Существует несколько факторов, которые влияют на формирование психоэмоциональной структуры личности ребенка:

  • Осознанное желание родителей иметь ребенка. Каким бы удивительным это ни показалось, но позитивный взгляд на себя, на жизнь и окружающих складывается у ребенка еще в момент его существования в утробе матери. «Меня хотят, меня любят и ждут» — эта формула, записанная в подсознании, определяет не только личностное развитие, но и почти весь жизненный путь человека. Доказано, что дети, в необходимости появления которых на свет долго сомневались родители, существенно отличаются от желанных детей. Очень часто, таких детей можно сразу узнать просто по их поведению. Как правило, эти дети чувствуют себя ненужными, они не любят себя, нерешительны и замкнуты, или же, наоборот, проявляют демонстративность, капризность, агрессивность.
  • Ожидания родителей. Родители желают видеть своего ребёнка успешным. Однако видение успешности может складываться не из понимания интересов и способностей детей, а из собственных нереализованных целей и под влиянием модных социальных тенденций (например, «все должны уметь говорить на английском языке, значит это нужно моему ребёнку…» или «занятия в школе искусств уж точно никому не повредят…» или «пусть занимается танцами, это и для общего физического развития хорошо, и у компьютера не сидит…»).

Большинство детей таковы, что безоговорочно доверяют своим родителям и действуют согласно их ожиданиям, во всяком случае, стремятся к этому от всего сердца. Но приходит пора, когда они начинают понимать, что родители не замечают их за своими требования и ожиданиями, что их как личностей уже и не видят, тогда они начинают выходить из-под контроля, проявляя качества своей личности, что повергает в негодование или непонимание взрослых («мы для тебя столько сделали, а ты?»). Другими возможными сценариями развития личности могут стать формирование тревожности и неуверенного поведения детей, позднее взросление, нежелание проявлять самостоятельность, иногда возникают проблемы лишнего веса. Дети и подростки, также как и взрослые, склонны «заедать» такие психологические проблемы, как стресс, неприятности или сильные эмоции, а порой едят просто так, от скуки. Иногда причиной переедания оказывается недостаток или отсутствие родительского внимания, и лишние калории, полученные с пищей, приводят к избыточному весу.Читаем книги вместе и с весельем.

Что же делать?

Очень важно каждому родителю найти такую деятельность для ребёнка, в которой он способен самоутвердиться. Ощущение успеха – лучшее лекарство от повышенной тревожности и чувства ненужности. Кроме того, ребёнок должен чувствовать себя защищенным, знать, что при необходимости взрослые обязательно придут на помощь. Повысить самооценку за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно обращаться к ребёнку по имени, хвалить его за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем, ребёнок обязательно должен знать, за что его похвалили.

  • Категорически недопустимы сравнения детей друг с другом, т.к. это может стать травмирующим фактором. Лучше сравнить достижения ребёнка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.
  • Обращаясь к ребёнку с просьбой или с вопросом, желательно установить с ним контакт глаз, лучше наклониться к нему.
  • Необходимо понять и принять тревогу ребёнка: он имеет на неё полное право. Интересуйтесь его жизнью, чувствами, страхами. Научите его говорить о них и будьте готовы выслушать ребёнка.
  • Разбирайте ситуации из школьной и повседневной жизни, вместе ищите выход. Научите делать полезный для ребёнка вывод из неприятностей, показывая, что в большинстве случаев «нет худа без добра» — приобретается опыт, удается избежать еще больших неприятностей и т.д. Обеспечьте ребенку ощущение, что в любой ситуации в вашем лице он получит поддержку и понимание его проблем. Даже если некоторые проблемы вам не представляются серьезными, признайте право ребёнка — сильно переживать из-за них: «Да, это действительно неприятно. Это, правда, очень обидно…» И только после выражения сочувствия помогите найти выход, решение, увидеть положительные стороны. Например, ошибки в контрольной – это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.
  • Помочь ребенку в преодолении тревоги – значит, создать условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребёнок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации.
  • Если ребёнок пропустил из-за болезни занятия в школе или в нашем центре и боится идти туда, попробуйте сделать его возвращение постепенным. Например, можно прийти с выздоровевшим ребенком вместе, якобы узнать домашнее задание; постараться сделать так, чтобы, пока он болеет, ему звонили одноклассники, и он сам звонил им. Сходите, узнайте новости и задания, которые можно делать самим, расскажите обо всём ребёнку и передайте привет от ребят и педагога.
  • В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребёнка, но и не бросайте его одного. Предложите справиться с проблемой вместе (не важно, что это: шнурки на ботинках или первая ссора с приятелем). Иногда достаточно просто побыть рядом с ребёнком, пока он пытается справиться с чем-то.
  • Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним. Например, спросите его: «Чего боятся солдатики? (или куклы). А как им помочь преодолеть страх?».
  • Заранее готовьте тревожного ребёнка к каким-то переменам и важным событиям. Подробно расскажите, что его ждёт.
  • Никогда не пытайтесь повысить работоспособность ребёнка, описывая ему трудности. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная работа его ожидает или что от результатов этого экзамена по музыке, танцам или в спорте очень многое зависит. Это только усилит напряжение.
  • Делиться своей тревогой с ребёнком лучше в прошедшем времени. «Сперва боялся, но потом было так-то и так, удалось сделать то-то и то-то».
  • Ребёнку важно научиться ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их, а не стремиться к абстрактному и потому недостижимому эталону.
  • Развивайте правильное отношение ребёнка к результатам своей деятельности, умение правильно оценить её независимо от педагога, не смешивать оценку конкретной работы с отношением педагога к самому ребёнку. Сравнивайте результаты ребёнка только с его же предыдущими достижениями. Обращайте внимание на то, что он знает, умеет теперь, что он смог пересилить себя, что он заслуживает уважения, что он укрепил свою волю и т.д. Так формируется чувство собственной компетентности ребёнка, снижающее чувство тревоги и неуверенности в себе.
  • Если ребёнок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: сделать глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное.
  • Также, преодолеть чувство тревоги можно с помощью телесного контакта. Можно просто погладить ребенка по голове, обнять его, посадить на колени. Это никогда не будет лишним ни в отношении малышей, ни дошкольников, ни младших школьников. Тревожные дети быстро утомляются, поэтому, заметив, что ребенок выполнил одно задание, погладьте его по голове и скажите: «Отдохни немного, а потом продолжишь».
  • Будьте более оптимистичны сами. Следите за выражением своего лица. Чаще улыбайтесь. Убеждайте ребёнка, что «всё будет хорошо, всё обязательно получится».
  • Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!» и т.п.).

Спокойные, уверенные в себе родители, способные принять ребёнка таким, какой он есть, не ждущие от него моментальных сверхдостижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, — вот залог уверенности и адекватной самооценки ребенка, залог его успешности в будущем.

Вам нужна помощь?

Пожалуйста, свяжитесь с нами удобным для Вас способом